Одноактный спектакль, нефабульный, но передающий душу, национальный характер боливийцев.

БОЛИВИЙСКИЕ РИТМЫ ПО УРАЛЬСКОМУ. Л. СТАРИКОВА

Художественный руководитель балетной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки Константин Уральский поставил в Боливии спектакль «Ритмы солнца» на музыку Пабло Хуаскара. С большим успехом премьера прошла в городе Лапас. Кроме того, российский хореограф дал в Боливии несколько мастер-классов.

— В Боливию я попал совершенно неожиданно, — рассказывает Константин Уральский. — Еще зимой со мной по Интернету связалась Моника Комачо, директор балетных программ, балетной школы Лапаса. Моника хорошо знает русский балет, она бывала в России. Сейчас она ставит задачу поднять национальный балет, для чего собирается приглашать хореографов из России. Разговор не носил конкретного характера, но на вопрос «А вот ты не смог бы приехать?» я, не особенно задумываясь, ответил: «А почему бы и нет?». Я никогда не был в Боливии, мне было это просто интересно.

А потом все завертелось: приглашение, подтвержденное посольством Боливии, предложение выбрать из нескольких присланных вариантов музыку. Моника обозначила задачу: создать балет на национальную музыку. Больше всего мне понравились мелодии Пабло Хуаскара. Привлекло и то, что балет должен быть современным. А я фанат этого жанра. Конечно, это было «езда в незнаемое», я совершенно не представлял, что меня ждет, какая труппа, какая площадка, какие зрители. Но творчески меня это зацепило.

— И что же вас ждало?

— Меня ждало знакомство с замечательным композитором и музыкантом Пабло Хуаскаром. С ним было интересно работать. Труппа «Балета Официал де Боливия» оказалась достаточно подготовленной. Работали все в очень напряженном ритме, я бы сказал, с упоением, желанием. В течение трех недель участники были одеты, сцена высвечена, музыка дописана и переделана. Все это время меня удивляла организованность, отдача, желание сделать, доработать, улучшить.

— Что получилось в результате?

— Одноактный спектакль, нефабульный, но передающий душу, национальный характер боливийцев. Реакция зала была бурной, очень теплой. Спектакль признали «нашим», и для меня это была высокая оценка.

— Не было разговора о постановке русского балета?

— Разговоров на эту тему было много. Труппа в принципе очень многое знает о России, балете, балетмейстерах. Она достаточно хорошо подготовлена технически. Но классический балет все же сложнее, здесь требуется специальная подготовка. Когда я проводил курс мастер-классов, то на них приезжали артисты из других городов. Как они впитывали новое, как вникали в тонкости! Это желание учиться меня поражало. Я увидел результаты уроков очень быстро. Ребята мгновенно исправляли ошибки. Многие просили позаниматься дополнительно, персонально, и я не мог отказать им в этом.

— Как отнеслось к событию руководство города?

— С интересом и уважением. На премьере были представители министерства культуры Боливии, посольства России, мэр города и, как у нас говорят, вся общественность Лапаса. Было много прессы, хороших рецензий.

— Как вам Боливия?

— Она необыкновенна. Горы, растительность, знаменитое озеро Тити-Кака, я просто в восторге. И очень гостеприимные люди. После спектаклей к сцене выстраивалась очередь. Зрители подходили и просто пожимали мне руки, благодарили, доброжелательность и теплота, мне кажется, у них в крови. Многие приносили старые журналы с моими портретами, просили автографы. Я побывал в школе для одаренных детей, где специально для меня они выступали, многие хотели сфотографироваться, называя меня «русо маэстро». Я думаю, мы очень мало знаем о Боливии, у меня самого было ощущение, что это происходит не со мной...

Прощаясь с новыми друзьями, мы, конечно, говорили о продолжении творческих контактов, будущих встречах. Прекрасно, если они состоятся.

Лидия Старикова

P.S. Национальный культурный центр El Alto наградил Константина Уральского почетным дипломом «За вклад в развитие культуры боливийского народа». Благодарственные письма правительство Боливии направило министру культуры России и губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу.