Хореограф наполнил поэтические образы музыки Орфа, соединяющей простые тональности с заразительными ритмами и модерном, собственными       пластическими смыслами о вечном: о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и ненависти, о человеке и его страстях в потоке времени.

ПРИТЧА О БРЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Автор В. Модестов

В Астраханском оперном театре состоялось важное для российской музыкальной культуры событие – премьера сценической кантаты Карла Орфа «Carmina Burana» («Песни Бойерна»), одного из знаковых произведений ХХ века

 

Несмотря на неоднородность музыкального материала Орфа, опиравшегося на 24 стихотворения бродячих музыкантов (вагантов) из поэтического сборника XIII века, дирижер Валерий Воронин и хореограф Константин Уральский создали цельный спектакль, в котором  задействованы оркестр, хор, оперные солисты и балет. Его философским стержнем стали раздумья о превратностях судьбы: 

Фортуны колесо вертеться не устанет:

Низвергнут буду я с высот, уничиженный;

Тем временем другой – возвысится, воспрянет,

Всё тем же колесом к высотам вознесенный.

Аскетическая сценография художника Теодора Тэжиканеназойливо обрамляет музыку Орфа, а хореография выравнивает ее эмоциональные накалы и спады.

Оркестр на премьере играл слаженно и вдохновенно, подчиняясь необыкновенно выразительным рукам дирижера Воронина. Благодаря им внимательные зрители могли не только слышать, но и «видеть» трагическую музыку «Колеса Фортуны». 

Хор, подобно орга́ну живых голосов, звучал как один инструмент (хормейстер Галина Дунчева). Это особенно важно, когда образная фоника латыни, старонемецкого и старофранцузского языков заменяет смысл текстов. 

Хореограф наполнил поэтические образы музыки Орфа, соединяющей простые тональности с заразительными ритмами и модерном, собственными пластическими смыслами о вечном: о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и ненависти, о человеке и его страстях в потоке времени. Уральский умеет соединять современную пластику с классическими и народными элементами в целостные танцевальные образы – драматически наполненные и эмоционально выверенные (сцены народных гуляний, например). Асобранная им балетная труппа, которая работает с энтузиазмом и полной отдачей, соответствует поставленным перед ней задачам. 

Среди вокалистов я выделил бы Руслана Сигбатулина, обладателя сильного и красивого баритона.

В отличие от многих других постановок сценической кантаты Орфа спектакль Астраханского театра оперы и балета не развлекательное шоу, ни площадная мистерия, а философская притча о бренности человеческого существования, рассказанная современными художниками современным художественным языком, как того и хотел великий немецкий композитор ХХ века – Карл Орф.

 

      В. Модестов