Приключения моей жизни. Часть первая: начало. Глава 9: Вакиль Усманов

Почему я хореограф, знает только Бог.

Но ряд людей сыграл очень важную роль в этом моём выборе. Один из первых – Вакиль Усманов. Подходил год моего окончания хореографического училища. Куда направит меня моя судьба? Конечно, это тогда волновало меня и моих родителей, но в первую очередь мне нужно было достойно показаться на выпуске.

Профессор кафедры хореографии ГИТИСа Ольга Георгиевна Тарасова, в будущем мой профессор по режиссуре балета, порекомендовала маме молодого хореографа, предложив поставить для меня новый номер. Вакиль только что закончил ГИТИС и начинал свою балетмейстерскую карьеру.

 

Начались репетиции. Я и моя партнёрша из параллельного класса Галина Потеряхина (в последствии у меня было ещё две партнёрши в этом номере) честно выполняли заданные нам хореографические движения. Обученные в строгих рамках классического балета, мы обнаружили себя в другом танцевальном пространстве. Вакиль ломал наш корпус, сдвигал тело с оси, ломал заученные por de bras. Мы прошли отрицание, испуг, желание и нежелание. Вакиль летал по залу, болтал о том, что он знал и не знал, предлагая новые и новые варианты комбинаций движений. 

Я не думаю, что Вакиль, молодой начинающий хореограф, имел точный план в работе с нами. Он просто ставил и искал современный язык классического танца. Будучи очень музыкальным, он находил языком классического танца современные краски будущего номера. Он двигал мышление нашего тела на шаг вперёд того, что мы могли осознать в тот момент. Для меня это был первый опыт, когда движения с известными названиями должны были становиться фразами, выражающими взаимоотношения, когда создавалась история, которую мы должны были прожить в течении нескольких минут и передать фантазию Вакиля Усманова зрителю языком танца. 

На этот короткий, но очень важный период моей жизни Вакиль стал моим другом. Старшим товарищем. Он открывал для меня иной, непривычный ученику балетной школы мир. Впоследствии я встречу ряд выпускников МАХУ, для которых он также становился другом на короткий период, помогая и вдохновляя на понимание смысла танца, его образной возможности большому количеству артистов целого поколения. Я был первым из тех, кого он направил в новое состояние танцевального будущего.

Сегодня, уже пройдя путь артиста и будучи признанным хореографом, я понимаю, что в уже в те дни этот опыт формировал во мне не только артиста, а помогал моему становлению в мире танца. По каким-то причинам Вакиль никогда ни с кем не сохранял долгих дружеских контактов. Так, однажды ворвавшись в мою жизнь, хореограф Усманов остался яркой, необходимой вспышкой.

 

Мы начали репетиции в учебных залах ГИТИСа (я вернусь в эти знаменитые залы ещё много раз). Это был заколдованный момент жизни. Покрытое тайной, пронизанное искусством поколений старое здание Московской балетной школы (кафедра хореографии ГИТИСа и сегодня находится в этом задании). Мир молодых хореографов и педагогов. Взрослые незнакомые лица, запах застоявшихся помещений, балетные станки, у которых учились целые поколения артистов...

Директор Московского академического хореографического училища Софья Николаевна Головкина одобрила продолжение работы над номером, и после новогодних праздников репетиции возобновились уже в училище.

Весной 1978 года состоялась премьера номера «Ты и Я» на аранжировку музыки Вивальди из «Времён года». Это была премьера Вакиля Усманова, это была премьера моя, моё первое серьёзное соло. В июне мы с Галей станцевали этот номер в концерте Московского академического хореографического училища в Большом театре. В этот день на концерте присутствовал министр культуры СССР Пётр Демичев. В то время появлялось мало смелых современных хореографических миниатюр. Софья Николаевна очень радостно сообщила, что Пётр Нилович очень положительно отметил наше выступление. А ещё через несколько дней в газете «Культура» вышла статья о концерте училища, где несколько фраз была уделено номеру «Ты и я».

К этому моменту мы сдали все экзамены. Учёба окончена. Вакиль Усманов приглашён на работу балетмейстером в МАХУ. Галя отправилась в Ленинград в Малый театр (теперь Михайловский театр). Я зачислен в труппу Большого театра.

 

…Аэропорты моей жизни. Уважаемые пассажиры, мы совершили посадку в Большом театре. До свидания, мой воздушный корабль на 2-ой Фрунзенской! Здравствуй, Большой театр! Сколько лет продолжится новый полёт?

 

Конец первой части. 

 

©️Константин Уральский