Зачем театр. Продолжение: часть 3

Рецепт создания провинциального театра

 

Как создать провинциальный театр?

Провинциальность – это не географическое расположение. Провинциальность – это образ жизни, менталитет, выбор человека. В больших столичных городах часто можно встретить провинциалов и далеко не все жители маленьких городов, окраин провинциалы, но, конечно, такой образ жизни встречается там чаще. При этом в провинции много человеческих ценностей в общении людей, в их оценке, взгляде на жизнь. Это важно, когда вы говорите о театре, а тем более – когда приходите в нём работать. Ведь театр – это жизнь, перенесённая на сцену со всей палитрой человеческих чувств и мечтаний. Именно в театрах небольших городов часто рождались яркие коллективы, спектакли, личности, задававшие направления в искусстве.

Что такое провинциальный театр? Ведь театр как настоящее искусство либо есть, либо это не искусство. Либо он волнует, радует, заставляет переживать и думать, либо разыгрывает спектакль, не задевая зрителя.

Моя творческая биография привела меня во многие театры по всему миру. И иногда в самых непредвиденных местах я встречал высокопрофессиональные творческие коллективы, и неожиданно находил глубокую провинциальность в театре известного города. Возможно, это научило меня избегать провинциальности в своей работе, где бы я ни был, уберегать артистов, театр от этого прибивающегося штампа.

Как создать провинциальный театр? Как часто можно услышат фразу: «Вам здесь не столица. Вы в городе N. Что вы хотите?» А ещё хуже: «Здесь и так сойдёт».

Театр. Он есть или... или он прозябает.

Сценическая культура. Как выглядят кулисы, задники, свет, пол сцены. Это не мелочи, это качество театра. На грязном полу даже самый великий артист будет на грязном полу. Это не помешает ему великолепно сыграть свою роль, но пол был грязный, и это мешало ему, зрителю, спектаклю. Плохо выполненный задник висит мятой тряпкой. Кто поверит в изображённый на нем вид? «Так это же театр. Условно», – услышите вы. Если в спектакле по чеховской пьесе на сцене стандартные современные стулья, которые принесли из буфета и которые вчера были в другом спектакле, где действие проходило в другой эпохе, – это провинция. «Так денег нет. Всем подходит, а вам нет», – можно услышать от директора театра. Если на сцене элементы декорации, мебель которую перекрасили из другого списанного спектакля, – это провинция. Если на артистах плохо сшитые костюмы, не отвечающие эпохе спектакля, или на подбор из пыльного гардероба и ботинки  в которых они гуляли по улице – это провинция. И «денег нет» здесь не причём! Здесь причём ваш выбор, и вы представляете его зрителю: «И так сойдёт». 

Театр начинается не только с «вешалки», театр начинается с профессионального подхода к любой детали, любой части спектакля. Сценическая культура – это залог качества театра, чистоты взаимоотношений с актёром, со зрителем.

 

В творчестве, как и в жизни, выборы остаются за человеком, режиссёром, актером, художником. Его выбор менталитета рождает выбор его действий, его мышления. Репетиции – поиск состояния, жеста, взгляда. Часы, проведённые  в подготовке режиссёром, актёром. Не две, три недели – месяцы. Отработанные до мелочей актёрские работы, мизансцены. До секунды выверенные переходы сценических картин, декораций, света...

«Зачем вы так много репетируете. Это опытные артисты! Вы уже показывали этот спектакль!» – такое высказывание – это провинция.

«Подберите какие-нибудь костюмы в гардеробной. Что-нибудь похожее», – «Это нельзя. Это из другой эпохи... Это не той народности!» – «Да кто это увидит! Кто в этом разбирается? Я не вижу». Да, вы не видите! Это провинциальный театр. 

 

Бывает, приходишь  на спектакль и восторгаешься  увиденным, и, уходя радостно после представления, уносишь с собой память и размышления. Через несколько лет попадаешь в тот же театр и поражаешься бескультурью, пустоте актёрских работ… Как? Откуда? Теперь это здесь надолго. Провинциальность, попавшая  в театр, вживается в него. Вирус, вылечить от которого очень сложно.

Вы хотите создать провинциальный театр. Это просто. Перестаньте его уважать. «И так сойдёт». Пустите в него людей мало разбирающихся (правда, они об этом не знают, театр – это же очень просто, каждый в праве поиграться), уберите профессионалов, имеющих виденье. И вы – вы у цели. Вы звёзды провинциального театра!

Зачем нужен театр, если в сердце его работают неграмотные люди? Что он несёт? Какую функцию исполняет?

Так зачем же нужен этот рецепт создания провинциального театра? Зачем его создают? Провинциальным театром проще управлять. В нём проще чувствовать себя  звездой, хозяином. Художником нельзя командовать, это неудобно для управленцев. А провинциальный театр удобен, и то, что он не несёт задачи театра, здесь не важно.

В провинциальном театре происходит нарушение психологического механизма творческой работы – он подменяется структурой управления. На процесс жизни театра влияет лидер, творчество, а не должностная субординация. Потеря понимания и уважения этого принципа приводит к потере театра, превращает его в зал и сцену, удобный для аренды, выступления известных артистов, приезжающих иногда порадовать местного зрителя, и зачастую они делают это искренне, а иногда – чтобы собрать хороший гонорар. Но ни то, ни другое не заменит настоящий театр. Он, потеряв смысл своего существования, свою гордость, подчинённый другому механизму, будет прозябать в интригах, сплетнях и отсутствии творчества. Расползаясь по всем уголкам здания, провинциальность селится здесь удобно и надолго.

 

Однажды – в одном из провинциальных театров – в ответ на моё возмущение о плохом спектакле я услышал от директора: «Ну, никто же не пострадал. Никто не умер». 

Умер! В этот день в очередной раз умер великий композитор, написавший музыку, умер великий поэт, писатель, по произведению которого поставлен спектакль. Сегодня умер театр, потерял веру зрителя. Возможно, он придёт сюда снова. Возможно. Но в это день театр умер.

«У нас в городе и так сойдёт, вы же не в столице».

 

Про балет. Если в театре нет достаточно артисток для лебедей в «Лебедином озере», обязательно поставьте этот спектакль. У вас будет популярное название, как в большом городе. Но со скидкой на провинцию. Вы прикасаетесь к великому произведению и делаете из него провинциальный спектакль. Озеро после птичьего гриппа.

Конечно, лучше, чтобы такие спектакли не появлялись на сцене. Поставьте то, что ваша труппа может исполнить, то, что принесёт в театр момент творчества, создаст лицо театра. Это только пример. Пример с популярным названием балета. А сколько таких спектаклей в жизни! Зачем? Чтобы чувствовать себя в городе важными и приобщенными. Это очень провинциальная позиция.

Если у вашего театра нет денег на пошив дорогих костюмов, изготовление красочных декораций большого спектакля классического наследия, не надо за него браться. Вы создаёте плохой спектакль. Поставьте то, что ваш театр может себе позволить качественно. Найдите лицо, стиль вашего коллектива.

Театр должен быть живым, со своей, только ему присущей энергией, отличаться своим стилем, волнующим зрителя. Зритель должен приходить в театр не отметиться, а с желанием волноваться, переживать. И задача театра – вырастить такого зрителя в городе.

Но тогда он не будет провинциальный. Ваш выбор. 

 

© Константин Уральский