Цирк

Цирк! Цирковое представление. Что может быть радостнее и веселее цирка, проходя мимо которого дети и взрослые заглядываются на его афиши клоунов, акробатов, жонглеров... Как я люблю цирк – тот настоящий русский советский цирк, которого нельзя было терять ни при каких обстоятельств! 

Большая часть моего детства и юности связана с цирком – его искусством, его миром и философией. Благодаря работе моего папы, я часто бывал в цирке, впитывая в себя дух его манежей и закулисья, работу тружеников-артистов, его культуру и стойкость. Это вид искусства с многообразием жанров и вековой историей, традицией. Это мир, который несёт радость людям через большой, неимоверно большой труд. Так же, как и балетный театр, мне это очень близко и понятно.

Я не стал артистом цирка, хотя хотел. Моей мечтой был воздушный полёт, и многому в детстве я пробовал учиться. Меня ждал другой путь, но цирк всегда со мной – в моём сердце и моём творческом мировоззрении.

Окружающий нас мир становится для любого творческого человека тем, о чём он говорит, но в особенности это влияет на тебя в процессе твоего роста, становления, и для меня цирк – это большая часть жизни.

Когда я был маленьким, в моем ящике стола была спрятана простая советская папка – та самая, белая, с завязками, на которой крупными буквами было напечатано «ПАПКА». На папке моей детской рукой было написано: «Просьба родителям не смотреть содержимое». В папке была большая коричневая общая тетрадка. На первой странице была надпись «БИЦВ». Что означало: создание нового вида искусства «Балет и Цирк вместе». В неё я записывал то, что мне казалось интересным на балетных спектаклях и репетициях, цирковых представлениях, тренировках – в общем всё, что я считал важным для создания БИЦВ. Видимо, таланта не хватило на создание «нового вида», но влияние циркового искусства на меня, думаю, есть.

Я дружил с многими цирковыми артистами, и, конечно, их детьми – моими сверстниками, многие из которых уже принимали участие в номерах родителей. Было очень интересно наблюдать моих сверстников, выступавших в манеже.

С восьми лет я ежегодно проводил лето на базе отдыха Союзгосцирка «Арена» в посёлке Кабардинка на Чёрном море. Чёрное море, по которому я безумно скучаю. Это незабываемые годы общения со знаменитыми артистами, застолья с пахнущие дымом шашлыками из кафе напротив, прогулки в горы, неимоверное количество просмотренных фильмов в открытом кинотеатре соседнего дома отдыха и, конечно, море. Что мы только не вытворяли с моими друзьями! Прыгали с пирса в море; часами торчали под водой, доставая из-под камней крабов; ловили черноморский бычков, подсовывая им крючок под самый нос, торчащий из-под камня; лазали по скалам, раздирая в кровь коленки и стопы. Но не только хулиганили. У нас были представления: День Нептуна, спортивные соревнования, а когда стали старше – КВН. Это общение не просто осталось в воспоминаниях – многое из него я вынес собой как человек и художник. Многое, что не расскажешь словами.

Мы часто брали с собой нашу собаку, таксу «Азу», не самую дисциплинированную собаку. Она обожала убегать из домика и бегать по растительности вокруг. Я всегда очень волновался, в этой местности водились змеи. Один год в домике с нами отдыхала знаменитая Ирина Бугримова. Ровно через день наша любимая собака выполняла все её указания. Что значит талант дрессировщицы! Конечно, после львов для Бугримовой, видимо, не представляло большого труда найти язык понимания с таксой. Они очень подружились.

Я продолжил ездить на базу уже в отпуск, став артистом, и моя дружба с ребятами (а каких у нас только не было летних приключений!) продолжалась и за пределами летнего отдыха: мы встречались в цирках в разных городах, в театре, когда они имели возможность прийти ко мне и просто так пообщаться. Но график жизни артистов цирка, разъезжавших по городам мира, и график молодого танцовщика совпадали всё меньше и меньше.

Если в большом спектакле в основе всего есть сюжет, действие, то в небольшой миниатюре, номере существует только образность. Цирковые номера – это небольшие миниатюры. Без создания образа такое выступление не имеет обаятельности, и даже больше – содержание трюков может поразить зрителя на очень короткий момент, а затем он теряет интерес, и этот номер не запоминается. Как создать образ в столь коротком по времени выступлении, да ещё и наполненном, скажем, акробатической частью? Как привести артиста к правильной подаче своего образа, преподнести сложные элементы? Вот он, урок режиссуры цирка. Найти правильный образ номеру, его исполнителям так, чтобы это влекло зрителя, гипнотизировало его внимание, чтобы он жил и чувствовал этот момент с исполнителем. «Высший пилотаж». И это не всегда смешно и весело, хотя бы вспомним великого грустного клоуна Леонида Енгибарова. 

И это не всегда страшно, а наоборот легко, как всегда было у Волжанских или Запашных, которые выступали в большом количестве разных жанров.

А для меня тогда это были просто друзья. Друзья, с которыми я с утра делал зарядку на Черноморской базе отдыха под чётким руководством дяди Славы Запашного или строгим папой Костюка. Или убегал ночью купаться (а это погранзона) с Володей Волжанским. Это детство и юность, это цирк, который учил – учил понимать ответственность, дисциплину и риск самоотверженных, влюблённых в свою профессию людей. И это не могло не оставить свой отпечаток на том, кто я. Я очень люблю цирк! Тот самый, настоящий!

 

© Константин Уральский