Зачем театр. Продолжение: часть 4. Атмосфера творчества

Вы обращали внимание, что дети, играющие в песочнице, делятся на тех, кто лепит куличики, создаёт свой детский мир, и тех, кто получает удовольствие в игре, разрушая созданное другими. Так и в театре. Когда работаешь с артистами, то часто сталкиваешься именно с этим необъяснимым фактором. Конечно, не только в работе с артистами. Но я рассмотрю это на репетиционном процессе.

Начинаешь работать над новым спектаклем, приходишь к артистам с настроем поиска нового, создаешь творческую атмосферу. Кто-то её подхватывает, начинается процесс поиска, хватаешься за найденные движения, состояния и радуешься найденному с артистом моменту. И тут в работу включается другой характер, артист, которому всё не нравится, у которого не получается. Вначале он тихо стоял сзади, всем своим состоянием высказывая некое неудовольствие, но твоё игнорирование его и общение с другим вызывает в нём раздражение, вынуждает включиться в работу. Только в обратном смысле – разрушить сложившуюся творческую атмосферу. Помешать и естественно спровоцировать всех на нервный срыв, чтобы не быть виноватым самому. Это очень и очень мешает. Очень! Я не раз терял ту драгоценную ниточку в поиске с артистами на репетиции именно по причине таких «героев».

Меня часто спрашивают, почему я не удаляю их из зала или не снимаю с роли. Да, я знаю, они мешают, но у многих причина такого поведения кроется не в нежелании и неумении. Выгнать просто. Помочь сложнее. 

Помните про куличики? Удовольствие получено от того, что сломал, испортил сделанное другим. Вот именно это и вызывает у многих артистов такое поведение на репетиции: успех, удача другого ведёт вначале к состоянию зажима, а потом к желанию уничтожить только что сделанное другим. Я не люблю работать с такими артистами, но не считаю возможным исключать их из процесса. Не все артисты воспринимают новый материал быстро, находят в нём себя и становятся участниками творческого процесса. Многим нужно время: это артист медленно входящий в процесс, но в финале работы он может превзойти в своём результате того, кто быстро схватил роль и – не исключено – остался на том же этапе и не развил найденное. Ведь результат будет на сцене!

Я часто задаюсь вопросом: «Почему нужно ломать куличики?» Что это? Я не нашёл правильный подход к артисту, не уделил необходимое внимание в начале репетиции (ведь хотим мы того или нет, но у всех артистов эго зашкаливает) и вызвал этим зажим и неудовольствие?

Моё правило – всегда искать потерю творческой атмосферы на репетиции, прежде всего, в себе. В том, насколько я готов к репетиции, как направил творческий процесс, насколько правильно давал задачу артистам. Конечно, я не всегда виноват, но бывает по-разному. И вот тут в процесс работы включаются более опасные дистанционные разрушители куличиков.

Работа режиссеров, балетмейстеров, репетиров, артистов, музыкантов – это очень непростой процесс, требующий большого эмоционального включения. Не случайно они стараются перед репетицией уединиться, настроиться, подготовить себя к этому состоянию. Любое вмешательство в этот момент мешает, раздражает, а иногда просто уничтожает нормальную рабочую атмосферу. Как-то мне рассказали, как во время репетиции сложного эпизода драматического спектакля на сцене появился директор театра с кем-то из сотрудников и стал громко пересчитывать количество световых приборов. Конечно, как ни сдерживался режиссёр и ни старался продолжать репетицию, тонкая оболочка атмосферы творчества была уничтожена: все напряжены, и в результате виноватым оказался режиссёр, который в итоге не выдержал и сорвался, накричал. Его работа, к которой он долго готовился, сегодня была сорвана. Какой успех и радость растоптать этот куличик! А сколько в театре бывает таких совещаний, назначенных как раз перед репетицией, ненужных встреч или несрочных сообщений во время репетиции!

Что это? Желание соучастия? Полное непонимание?

Но если вы не понимаете театральный процесс, зачем вы здесь нужны? Задача административной команды – обеспечивать равномерную работу творческого коллектива. Создавать спокойную обстановку – создавать, обеспечивать, а не управлять. Ведь театр существует, потому что в нем есть творчество, его организовали не для того, чтобы дать администрации работу. И только когда в театре возникает это понимание, можно говорить о единой команде, о единой цели.

Тогда даже глупо разрушенный на репетиции куличик можно восстановить. Но лучше, чтобы все куличики были целы.

 

Идёт спектакль. Я люблю смотреть спектакли из зала. Следить за действием на сцене, наблюдать реакцию зала, чувствовать улыбки и внимание зрителя. Больше всего люблю тишину, когда зритель полностью включён в действие на сцене, магию театра.

Но больше всего я люблю репетиции. Репетиции – это целая жизнь. Мир возникновения того, что скоро произойдёт на сцене. Время поиска, когда воздух творчества воцарился в репетиционном зале в контакте с артистами, музыкой, и танцевальные движения начинают говорить вместе с нами. Как нелёгок этот путь создания образов с артистами, как он неимоверно интересен и неожидан! Входя в репетиционный зал, постановщик должен внести творческий мир вместе с собой, создать необходимую обстановку. Но сохранять этот творческий мир в зале порой очень сложно.

 

© Константин Уральский