Театр: что это такое и зачем?

Прежде всего, нужно вспомнить, что у слова театр два разных значения.

Здание, имеющее зрительный зал, сценическую площадку, называется театр. Здания бывают разные. В отличие от концертного зала, театр должен иметь сценическую коробку, позволяющую установить сложное техническое оборудование для размещения декораций, световых приборов и так далее. Но это есть и в концертных залах, и зачастую концертные залы оборудованы самой современной, мощной  аппаратурой, намного лучшей, чем в театрах. 

А сколько в мире маленьких театров, в которых разместить декорации и приборы особо негде?

Так что же тогда театр?

Вот тут вступает второе значение слова «театр». Это то, что оживляет и наполняет это здание. Если вы возьмёте коробку, то внутри неё может быть пусто, могут лежать всякие ненужные вещи, вкусные шоколадные конфеты или бриллиантовое колье. Всё может поместиться в одной и той же коробке.

Наверное, сравнение не самое правильное, потому что театр это не вещь. Просто так проще понять, что коробка – это только оболочка пространства, которое можно заполнить вещами разной ценности. Так и здание театра – коробка, пространство в которой можно заполнить ненужным, ценным или, что более подходит для обозначения настоящего театра, бесценным!

Помните, как у Булгакова про рыбу, – не бывает второй свежести? Театр... он либо есть, либо его нет.

Театр – группа людей, создающих спектакли, качество которых зависит от их таланта, знаний и желания, преданности профессии. Через своё искусство они передают энергию спектакля зрителю, и рождается тот необыкновенный мир – Его Величество Театр!

Нельзя путать театр с концертной площадкой или концертным залом. Здесь в силу вступают другие задачи. Хотя развлекательное искусство – это очень сложный процесс и актёрского мастерства, и режиссуры. Но эти программы здесь на один день. Прокатав программу, заработав деньги, эта группа уезжает. У этого вида искусства другие задачи. Важные, сложные, но другие.

 

А театр… Театр – это длительный ежедневный процесс. Театр нужно вырастить, выносить каждый спектакль, создать и сохранить необыкновенно хрупкую творческую атмосферу. Создание интересного живого театра занимает годы! И чем интереснее и профессиональнее театр, тем меньше на это обращают внимание те, кто в него приходит. Увлечённые его спектаклями, радуясь и переживая вместе с действием увиденного, люди представляют, что всё это очень естественно и легко. Так и должно быть, для этого театр и существует. Никто же не должен  кричать со сцены: «Ой, как мне тяжело! Уважайте мой тяжёлый труд». И мы забываем, забываем, что театр это не просто, что это большой труд.

Театр выполняет в нашей жизни ещё и важную образовательную миссию. Как? Так же как книги, картины, музыка...

Мы не приходим в театр просто развлечься. Настоящий театр приглашает тебя переживать и думать. Оставляет послевкусие размышления, разговора с собой. Иногда мы этого не замечаем или не хотим замечать. Может быть, сегодня это кому-то ещё не нужно и он придёт завтра, может, он ещё не встречал на своём пути «ТЕАТР», а попадал только в здание, а, встретившись с ним, не сможет расстаться.

Давайте вспомним, с чего всё начиналось: древнегреческие трагедии и комедии, где зрителю передавали всю палитру человеческих чувств и качеств. Зритель приходил воспринимать, чувствовать, думать. И с тех пор театр живет с человеком, говорит о нашей жизни многообразием своих жанров. Конечно, мы далеко ушли в развитии театрального искусства от театра древней Греции, но можем ли жить без искусства театра? Без Театра  Шекспира, комедии дель арте или «Комеди Франсез»? Без великих авторов пьес, режиссеров, композиторов, актёров?

Русский театр занимает особое место в мировом театральном развитии. Гордость быть сопричастной частичкой этого могущественного мира, быть достойным говорить себе: я – актёр, режиссёр, оперный певец или артист балета. Это неимоверное счастье влюблённых в своё дело, в службу театру людей. Кстати, в театре не работают. В театре служат.

Легко ли разрушить театр? Опять же, смотря о чём мы говорим. Сломать здание легко. Разрушить то, что создавалось внутри, ещё легче. Только оно останется в сердцах и мыслях зрителя, и будет оставаться с ним долгие годы с любовью к тому, что дал ему этот театр, и с болью о его потере.

Можно заново выстроить здание, как это часто сегодня происходит. Но разрушенный мир, наполнявший театр, вернуть невозможно. На его месте долго будет пустота. Будут играться спектакли, выходить на сцену актёры, приходить и уходить зрители. Будут приезжать гастролёры, о которых громко сообщат афиши.  Но вернуть тот театр, который был здесь раньше, нельзя. И со сцены театрального зала будут грустно смотреть воспоминания о ярких спектаклях, актёрах, музыкантах. Пройдёт время, и, возможно, придут новые талантливые люди. И создадут новый театр. Но тот, который был здесь, уйдёт навсегда.

Так что же необходимо для того, чтобы всё не заканчивалось на столь печальной ноте, о чём мы часто слышим с разных сторон нашего мира? Вопрос...

 

Пустота... Ничем не занятое пространство; отсутствие содержания; духовная ничтожность; бессмысленность; отсутствие интересов, устремлений, мыслей, идеалов. Когда мы говорим о театре, пустота тоже имеет разные значения, но намного более зависящие друг от друга. 

 

Театр – важнейший центр будущего, нашей культуры.

 

Продолжение следует. 

 

© Константин Уральский