Письма о балете: хореографическая фраза, хореографическая мысль

Завершился Всероссийский конкурс артистов балета в номинации исполнителей современной хореографии в музыкальном театре. Мне посчастливилось в очередной раз работать в составе жюри. Прежде всего хочу сказать, что, несмотря на сложность этой номинации, жюри работало очень дружно и слажено, без каких-либо больших разногласий. 

Конкурс очень актуальный, важный и очень непростой. Современная хореография и её исполнение в музыкальном театре вызывает много споров, но очень редко радует как зрителей, так и профессионалов. Попытка разобраться, поговорить на эти темы обычно либо вызывает деление на лагеря, либо сводится к формальности, где никто не хочет высказаться честно, и уж тем более – услышать другую сторону. Я достаточно чётко постарался определить некоторые мои мысли во время обсуждения вопроса современной хореографии за круглым столом, прошедшим в рамках конкурсной программы.

В последнее время я часто попадаю в ситуацию разговора, когда, высказав своё мнение о том, что мне не понравилась та или иная постановка, получаю такую реакцию: «Как?! Это же очень хорошо, все так говорят!  Это сейчас модно! Вы отстали». Ответ на мой встречный вопрос – а понравилась ли постановка моим собеседникам? – пугает: «Не совсем понятно. Скучновато. Но мы же не хотим быть отсталыми».

Невольно вспоминаешь сказку «Новое платье короля». Но голый ли король? Или мы просто уходим от правдивой оценки развития современной хореографии и поисков её развития на процессе подготовки как постановщиков, так и исполнителей? Не замечаем интересное, талантливое в молодых людях? 

Давайте по порядку. Вернёмся к конкурсу. 

Современная хореография в музыкальном театре. Что мы подразумеваем под формулировкой «музыкальный театр»?  Хореографы и артисты, работающие в театрах оперы и балета или музыкальных театрах подобного «академического» репертуара, конечно, видят под этим в основном направление театрального спектакля. Коллеги в более камерных коллективах или, как часто говорят, модерн-труппах, увлечены именно спектаклями, более жёстко направленными на исполнение в стиле и технике современных танцевальных школ. Ну а, скажем, куда относится театр оперетты? Почему нет? Или мюзикл? Путаясь в мнениях самого названия «музыкальный театр», мы уже уходим в сторону от правильной оценки увиденного на сцене. 

Современная хореография. Можно ли одним понятием «современная» определить, что за этим стоит? Каждый сочиняющий сегодня хореограф делает что-то современное. Не так ли? Вопрос: каковы его средства выражения? Каков его хореографический язык?

Танец – это язык. Язык, через который посредством движения передаётся эмоциональное выражение. Эмоция, если она понятна зрителю, увлекает и предаёт либо историю, либо момент настроения. И это интересно. Если же это просто набор движений, да ещё и часто не совпадающим с музыкой, то даже при прекрасном исполнении это становится, извините, хореографическим словоблудием. Так же, как набор даже самых красивых слов и оборотов любого языка. А хочется услышать. Услышать глазами сонет, если это момент, почувствовать и понять историю, если в хореографии такая задумана. 

Итак, нам необходимо увидеть хореографическую фразу, наполненную мыслью.

Хореографическая фраза. Хореографическая мысль. Я очень люблю эти определения.  Прежде всего, потому что я влюблён в танец, в балет. В его возможности передавать как состояния короткого настроения, так и большую фабульную историю – большой спектакль. 

Театр. Театр либо есть, либо его нет. Если не состоялся эмоциональный контакт со зрителем. Если мы просто поглядели на технические возможности атлета-танцовщика или полюбовались красивым телом артистки, это ещё не театр. Именно интересная хореографическая мысль позволяет артисткам и артистам с неидеальным для танца строением фигуры завораживать. Заставляет следовать за происходящим эмоциональным потоком. И тогда пропадает необходимость обсуждать: это артисты театра оперы и балета или коллектива модерн-танца. Модненько это или пережитки «совка».

Я за театр. Театр балета. Театр танца. 

Но тут следует уже другой вопрос – вопрос подготовки исполнителей и хореографов современного хореографического театра. Но не всё сразу. До новых встреч!

Константин Уральский