Письма о балете: рассуждения о кордебалете

«Corps de Ballet» – «тело балета». Кордебалет является необходимой и наиважнейшей частью балетного спектакля. Без кордебалета не возможен ни один большой, а часто и малый настоящий балетный спектакль. Хороший кордебалет – это гордость любого театра. И именно эти традиции – традиции сильного кордебалета – должны сохранять театры.

«Корда»… Какое уродливое слово! Почти ругательство. Откуда оно взялось? Я очень часто слышу это от руководителей различных театров. И всегда поправляю!

Кордебалет – это не массовка. Это люди, которые потратили большую часть своего детства и юности, занимаясь в хореографических колледжах целыми днями, добиваясь идеального тела, развивая технику танца, красоту движения, актерское мастерство. Это артисты, которые ежедневно занимаются и репетируют по 6-8 часов в день, чтобы сохранять свою профессиональную форму, чтобы добиться синхронности исполнения групповых хореографических сцен, добиться единого дыхания, найти образность и характер своих персонажей. И вечером выйти на сцену и стать «телом балета». 

Единая высота рук, идеальное совпадение в позах, единое дыхание... И всё это в рамках законов классического танца. Или в заданном хореографом стиле. А как этого добиваются? Для того, чтобы достичь единства кордебалета, нужно воспитывать, растить его несколько лет. Да, лет! И гордиться, гордиться своими артистами! Гордиться своим коллективом. Я всегда с гордостью говорю: «У нас в труппе сильный кордебалет».

Так вот, в театре нет «корды». Есть артистки и артисты балета. К сожалению, мы часто не держим марку – марку русского балетного театра, его уровня кордебалета. Зачастую это связано с гастролями, в особенности – зарубежными. Как бы и так пройдёт. Слава русского балета велика, примут и так.

Без кордебалета, какие великолепные ни были бы солисты, спектакля не будет. Будет выступление. Будут кричать «браво» солистам, хлопать. Но спектакля не было!

Константин Уральский