Письма о балете. Репетиторы: продолжение. Репетитор кордебалета

Гордость русского балетного театра – кордебалет. Ровность линий, точность, единство поз, синхронность перестроений, единое дыхание, как часто говорят в балетном театре. Как это достигается? 

Репетитор кордебалета – непростая и очень ответственная профессия тружеников балетного театра. Ранее в своём письме, посвящённому кордебалету спектаклей, я уже говорил, что стройность кордебалета выращивается в труппе годами. Далеко не каждый репетитор может добиться успеха именно в работе с кордебалетом, столь важным элементом для любого балетного спектакля и просто ключевым в спектаклях классического наследия: «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» и многие другие.

На первый взгляд кажется: ну, в чём сложность – несколько дней репетиций, замечаний, и всё должно получиться. Если бы так просто. 

Достижение синхронности берёт долгие часы репетиций. Балет – атлетический вид искусства, но не спорт. Просто синхронное исполнение – это только часть задачи. 

Передать художественную задачу, дух спектакля – это намного сложнее. Ежедневные репетиции, объяснение каждой позы, каждого движения – важно добиться не только идеально одинаково положения головы или рук, высоты ног или единого исполнения того или иного движения, но и единства внутреннего состояния позы, стиля, разного для каждого спектакля, единства дыхания. Именно этим и прославился кордебалет русского балетного театра во всём мире.

Каждый балетный спектакль – как классического наследия, так и современных постановок – имеет свой стиль хореографического языка. Знание техники исполнения, стилей, талант почувствовать особенности почерка хореографа, работая над новой постановкой, – необходимые качества для репетитора. Умение передать это группе артистов – талант, помноженный на опыт и труд.

Во время репетиции необходимо проработать материал с каждой артисткой или артистом, добиться точного понимания исполнения и терпеливо продолжать эту работу изо дня в день. Каждая артистка, артист имеют свою индивидуальность. В кордебалете её не должно быть видно. Там есть только одна индивидуальность – индивидуальность кордебалета. Великие труженики – репетиторы кордебалета. Талант, данный не каждому.

Часто замечаешь ситуацию: в театр пришли молодые артистки, достаточно двух-трёх поставить в состав спектакля – и весь ансамбль развалился. И как будто всё сначала. Расстроенное лицо репетитора, недовольный руководитель, обиженные недовольством уставшие артисты.

Я пришёл артистом балета в Большой театр в группе выпускников Московского академического хореографического училища (теперь Московская государственная академия хореографии). Нас тут же стали вводить в спектакли. Ежедневно в течении недель девушки репетировали балет «Жизель», а ребят стали готовить к мужским кордебалетным сценам из разных спектаклей. С нами репетировали отдельно, иногда приглашая одного-двух старших артистов, хорошо владеющих этим материалом. Повтор, повтор, повтор.... пока не достигалось нужное понимание единства, ощущение точности поз. 

Я помню наших девушек, выползающих из театра от усталости. 

И завтра репетиторы, несмотря на свою усталость, вновь брали репетиции с молодежью, чтобы подготовить нас к точности исполнительского стиля театра. Так репетиторы готовили знаменитый кордебалет Большого театра. И через это проходили все молодые артисты. 

Позже по несколько человек тех, кто, по мнению репетитора, был готов, вводили в основной состав кордебалета. И вновь репетиции, уже с опытными старшими артистами труппы. 

С каким сочувствием мы смотрели на молодых ребят, которые пришли в театр на следующий год!

Подготовить состав кордебалета, точно понимать задачу каждой репетиции, распланировать время и ежедневно, из спектакля в спектакль сохранять единство, стиль и ровность исполнения – это неимоверно сложная задача, которую выполняют замечательные талантливые люди – репетиторы кордебалета. 

Как жаль, что часто директора театров не понимают сложность этого процесса, этой профессии. Сохранение состава кордебалета – задача неимоверно важная для любого театра, любой труппы. Ввод новых людей – это громадная работа, и только репетиторы знают, как к ней подойти.

Константин Уральский

На фото – Константин Уральский с труппой Астраханского театра оперы и балета