Размышления в кабинете: Константин Уральский – о современном балете и танце

Он часто задерживается в своём кабинете, размышляя о проделанной работе, о предстоящих решениях, о вопросах, ждущих ответа. Фотографии и предметы, окружающие его, напоминают о педагогах, об опыте артиста и хореографа. Так почему бы не поделиться этими мыслями? Встречайте: премьера новой рубрики «Размышления в кабинете». Итак, что же думает хореограф и балетмейстер Константин Уральский о том, как современный танец влияет на балет?

«Недавно закончился Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, где я участвовал в работе жюри. В этом году конкурс проходил в номинации «Хореографы». Показанные на конкурсе работы молодых коллег не вызвали позитивных впечатлений. Обсуждения с коллегами в комнате жюри и за её пределами, не могли не навести на размышления о современном балете и его развитии.

Данный конкурс является конкурсом хореографии для музыкальных театров и, естественно, отличается и должен отличаться от конкурсов современной хореографии, в которой представляются работы модерн-хореографов. В чём различие, что такое «БАЛЕТ» и каково будущее нашего искусства, которые многие балетоведы готовы похоронить как неразвивающееся? Такой подход не только ошибочен, но и показывает незнание и непонимание самого главного в развитии балетного театра.

Балет – живое искусство, он впитывал и впитывает в себя элементы из других танцевальных форм. Изначально это был народный танец, оказавший большое влияние на развитие балета в России. Всем известны общие танцевальные сюиты характерных танцев в классических балетах. Элементы классического танца тоже окрашиваются колоритом народных элементов, связанных с местом действия балета: Дон Кихот, Раймонда, Баядерка и другие.

Позднее на балет начинают влиять современные формы танцевальных школ – джаз и модерн. При этом в современных школах существует много различных направлений. Знание и уважение этих школ важное условие в работе хореографов, педагогов, артистов.

К сожалению, часто неправильное понимание процесса развития пагубно сказывается на новых постановках или исполнении партий классического репертуара. Плохое знание современных форм танца приводит к слепому копированию того или иного элемента, не подходящего для классического балета. Кроме необходимости глубоких современных танцевальных школ молодыми хореографами нужно учитывать, что движение, рождаемое хореографом или исполняемое артистом, должно ложиться на хорошую исполнительскую базу. Поэтому в балетных колледжах и институтах необходимо серьёзное отношение к изучению современных танцевальных направлений, что встречается далеко не во всех школах.

Будучи современным хореографом, часто ломающим традиционное мышление, я очень консервативен в школе. Для того чтобы заниматься любым новаторством нужно иметь очень глубокие знание основы – школу.

Конечно, наша основа – это школа классического танца, консервативность которой является залогом сохранения лучших образцов нашего наследия. Но и она развивается. Хореограф во многом сочиняет своим телом. Движения рождаются изнутри, выражая эмоциональное состояние. Чем богаче знания хореографических языков у постановщика, тем ярче его собственный язык. Чем серьёзней пройденная им школа, тем грамотнее его лексика. Свой танец хореограф постановщик передаёт исполнителю, и здесь он должен встречаться с хорошо подготовленной техникой артиста. Чем богаче подготовка исполнителя, тем интереснее будет рождаемая в их работе лексика спектакля.

Влияние современного танца, а также живописи, музыки, поэзии, скульптуры обогащает наше искусство балета. К этому процессу надо подходить очень бережно и открыто. Балет развивается, усложняется техника танца, увеличивается набор лексики. Язык классического танца становится богаче и развивается в ногу со временем. Этого ни в коем случае не надо бояться. Я верю в то, что профессиональный балет будет постепенно отказываться от лишнего, сохраняя только те влияния и элементы, которые необходимы для его развития».