«Наблюдать за зрительным залом, чувствовать реакцию очень интересно»

Накануне показов балетов «Жизель» и «Дон Кихот» в Астраханском театре оперы и балета – они состоялись в начале февраля – Константин Уральский стал гостем прямого эфира «Радио Шансон». Руководитель астраханского балета в программе «Только для вас» ответил на вопросы слушателей.  

- Чем способен удивить зрителя спектакль «Жизель»? 

- Это старинный балет, в те времена в основу балетных спектаклей закладывалась сказка, легенда. Данный балет основан на легенде, написанной Генрихом Гейне, поэтому он считается немецкой историей о виллисах – девушках, умерших до свадьбы. Во втором акте спектакля они как раз-таки появляются: выходят из могил в лунную ночь, танцуя. Если они встречают на своём пути молодого человека, то они заставляют его танцевать и «утанцовывают» до смерти. Думаю, если бы этот балет не поставили в XIX веке, то по нему кто-нибудь снял бы какую-нибудь страшную историю.

Что интересно: поскольку автор Генрих Гейне, этот сюжет считается немецким, но вообще-то Генрих Гейне при написании своего произведения взял за основу славянскую легенду. 

Сюжет типичный для той эпохи балетных спектаклей. Молодая очень красивая девушка, крестьянка, живёт со своей мамой в маленьком домике. За ней решил поухаживать молодой граф Альберт, переодевшись в крестьянскую одежду. Необходим треугольник: в девушку влюблён лесничий Ганс, который не видит, почему она не отвечает ему взаимностью. И вот ухажёр, граф Альберт, клянётся ей в любви, не задумываясь о тех последствиях, которые может повлечь за собой этот поступок. Ведь у Альберта уже есть невеста. Не вдаваясь в подробности, скажу, что наша героиня Жизель не может выдержать этого удара и умирает. 

Очень красивые декорации. И большое количество очень непростых костюмов, сделанных в стиле эпохи по эскизам Елены Нецветаевой-Долгалёвой. Очень красивый спектакль. 

- К чему готовиться, собираясь на постановку «Дон Кихот»? 

- Это очень весёлый спектакль. И это тоже старый спектакль – середины XIX века. В репертуаре нашей труппы он уже пятый год. Его очень любят, несмотря на то, что он длиннее – это трёхактный балет. Интересно, что, хотя Дон Кихот и Санчо Панса в спектакле присутствуют, но Мариус Петипа главную роль отдал не им, а молодым людям – девушке Китри и её ухажёру Базилио. Ситуация такая. Базилио – цирюльник, у него нет денег. Поэтому отец Китри не хочет этой свадьбы. На этой почве разгораются все приключения, через которые проходят наши герои. Естественно, в этом принимают участие Дон Кихот. 

Было создано либретто такого очень весёлого спектакля, в котором очень много танцев. Здесь нет белых пачек, с которыми ассоциируется слово «балет». Здесь у нас испанские костюмы, мы много танцуем на каблуках – и испанских танцев, и цыганских. Очень много комедийных ситуаций. Наша молодая балетная труппа в ходе работы над спектаклем очень хорошо приняла его. Получился такой балетный водевиль. Очень весело, очень хорошо воспринимается. Зритель всегда хорошо реагирует, веселится вместе с нами. 

Тоже очень красивые декорации. Их делала московская художница Мария Вольская. Я думаю, что провести выходной с этим спектаклем – это просто подарок.

- Как долго приходится репетировать подобные постановки? 

- Когда спектакль готовится к постановке – новое название в репертуаре театра, – то это занимает долгие месяцы. Это может занимать и целый год. Это не такая простая вещь – поставить балетный спектакль. Если спектакли были поставлены ранее, то возобновление, конечно, проходит быстрее. 
Вообще, поставить спектакль – очень тяжёлый труд. Наш вид искусства атлетический, мы немного спортсмены. А это связано и с потом, и с травмами. Но не будем раскрывать секреты. Зритель приходит смотреть прекрасное. А всё остальное остаётся у нас в репетиционном зале.

- Как публика воспринимает спектакли?

- Я всегда наблюдаю за зрительным залом. Это очень интересно. Как постановщик, я должен чувствовать реакцию зрителя. Заметил, что в начале спектакля зритель чувствует себя немного сдержанно: можно здесь аплодировать или нельзя, в какой момент? Но «Дон Кихот» – это тот спектакль (зажигательная музыка Людвига Минкуса), который практически с самого начала, уже с первых картин, с первых танцев заставляет зал аплодировать. Зрители иногда сходу начинают аплодировать даже в такт музыке! 

Реакция зрителя бывает очень разная. Я очень люблю, например, тишину в театре. Это происходит на серьёзных спектаклях, когда зритель включён в действие, сопереживает, как, например, в «Ромео и Джульетте». Или в авторском балете «Андрей Рублёв». 

В прошлом 2019 году, когда у нас была премьера детского балета «Винни Пух», меня поразило, что дети начали разговаривать со сценой. «Привет, мишка!», «Тащи, кролик!» – кричали дети, то есть них был полный контакт. У меня большой опыт в театре, но такого я не встречал. Спектакль необычный. Я предложил такой эксперимент: весь спектакль танцуется в масках. Дети не видят лиц артистов, они видят реально ожившие мягкие игрушки. Единственный герой, который находится на сцене как человек, – хозяин игрушек Кристофер Робин. Реакция детей была очень трогательной и неожиданной – подарок жизни. В финале, когда был поклон, все артисты сняли маски. По залу пронёсся такой возглас детского разочарования, что я задумался: может быть, больше не снимать маски после этого спектакля? Дети реально поверили, что всё это танцующее действо сотворили игрушки.