Письма о балете: продолжение рассуждений о репетиторах

Закончился спектакль. Завершились крики «Браво!», аплодисменты. Закрылся занавес. На сцене ведущие исполнители принимают поздравления и комплименты. Рядом с ними их педагоги-репетиторы. 

Начинается разговор, разбор: что сегодня получилось, в какой сцене стоит поискать что-то новое техническое или актерское, на чём сосредоточить своё внимание в работе к следующему спектаклю. Работа продолжается. 

Кто такой педагог, готовящий с артистом роль, ведущую партию? Что требуется для того, чтобы подготовить артиста, создать с ним яркий образ, найти правильные технические элементы? Большой опыт, знания, понимание стиля, эпохи спектакля. Владение педагогическими знаниями подготовки элементов классического танца. Думаю, все это нельзя описать словами. Наше искусство – классический балет – соединяет в себе большое количество составляющих, знания которых передаются от одного поколения к другому, «из рук в руки». Владение ими, глубокое понимание балетного спектакля делает наших педагогов уникальными людьми в искусстве. Один из педагогов-репетиторов мне недавно сказал: «Право быть и называться педагогом ты должен доказывать каждый день».

Что такое подготовить с артистом ведущую партию в балете? Подготовить, а не выпустить на сцену артиста, не понимающего, о чём он выступает, зачем он здесь, и увидеть только пару чисто исполненных технических элементов, прыжков или вращений, которые зачастую переходят из одного спектакля в другой и часто не подходят по стилю. Подготовить партию, а не выучить набор движений, поставленных хореографом, часто поменяв половину не получающихся элементов, считая, что хореограф либо уже сто лет в могиле, а если жив, то не великий и не узнает.

Я очень люблю наблюдать работу педагога с исполнителем. Появление новой краски, уже вроде бы столь знакомой и известной комбинации движений классического танца. Поиск удачного ракурса позы, прыжка, красивой для исполнителя высоты рук, ракурса головы. Разбор технических элементов, а иногда и поиск абсолютно новых. Такая работа не проходит без нервов, расстройств от того, что что-то не получается, волнения, что не хватит времени до назначенной даты спектакля, усталости... И вдруг – загорается что-то новое в соло, в дуэте, в вариации или монологе. Появляются первые яркие моменты роли, рождается образ...

Сцена. Аплодисменты. Занавес.... И вновь с педагогом разбор прошедшего спектакля и продолжение работы.

Во время постановок новых спектаклей педагог присутствует на постановочных репетициях, чутко и внимательно вникая в замысел и предлагаемый хореографом стиль, запоминания предложенный хореографический текст. Я часто замечаю, как педагоги задумываются, прищуриваются, уже пропуская через себя то, что понравилось, или пытаясь понять то, что ещё как-то не совпало. Я люблю их вопросы, иногда сомнения. Разговор, поиск, радость от совместной работы. 

Репетиторы. Столь незаметные зрителю люди, приготовившие артистов, спектакль к встрече со зрителем и остающиеся за кулисами... Люди, без которых немыслим балетный театр, наше искусство.

Как вырастить молодого артиста? Не ошибиться в подборе его репертуара? Вовремя дать подготовить новую партию? Об этом в моём очередном письме в следующую среду.

Константин Уральский