Концертмейстеры

Да-да-да-да-да-ямп там, да-да ямп там, да-да ямп там... Ну, как ещё можно записать пение репетитора балета во время исполнения вариации учеником? Вряд ли кто-то, кроме балетных педагогов, сможет это сразу прочитать-пропеть. Но я не о педагогах.

Концертмейстеры балета. Это уникальные замечательные люди. Хороший концертмейстер помогает тебе проснуться и забыть серость дождливого утра, неприятности, обиды и полностью включиться в радости балетного па. Хороший концертмейстер на репетиции – и ты забыл про усталость, боль в ногах, недавнюю травму...

Концертмейстер балета – это очень редкая и тяжёлая профессия. Часами сидящие за инструментом, они часто переигрывают руки, выдерживают боль в спине. Да и (чего греха таить?) резкие слова от хореографов, репетиров. Зачастую, и от артистов, расстроенных неудачей, усталостью...

Как часто я слышу от музыкантов: «Не могу слышать ваш балетный рояль». Или: «Как ты выдерживаешь целый день с этим балетным клавиром и его исполнителями…»

Друзья, вы не слышали хорошего концертмейстера. Когда за роялем настоящий мастер, хочется танцевать. Да чего там танцевать?! Мы всё время танцуем. Хочется петь вместе с ним! И тут-то и возникает: да-да-да-да-да-ямп...

Знание и понимания балетного экзерсиса, ощущение необходимого дыхания в движениях танца, умение подождать артиста в его полёте, поймать вовремя в прыжке, во вращении – чем только не должен владеть концертмейстер на уроках и репетициях в балетном зале.

Где, откуда, как берутся эти прекрасные люди? Почти ни одно музыкальное учебное заведение не готовит кадры концертмейстера для балетного коллектива. Зачастую приходится обучать их прямо в балетном репетиционном зале. Передавать знания опытного концертмейстера начинающему, делиться нотным материалом.

Музыка! Наше искусство танца рождено мелодией и ритмом музыки. Наши движения тела передают ее интонацию, чувство. С первого дня воспитания артиста балета возникает необходимость воспитания понимания музыки. Хорошей музыки и её грамотного исполнения.

Лучшие концертмейстеры, с которыми мне приходилось работать, были замечательными пианистами и импровизаторами. Произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, песни советской эпохи, джаз, бродвейские мелодии... Чего только не услышишь на уроке классического танца у хорошего концертмейстера.

Эмма, Саша, Валера, Олег, Дима, Ирина, Мария, Джон, Давид, Виктория, Елена, Лара, Людмила, Тимур... Всех не перечислишь. Спасибо вам большое! И низкий поклон!

© Константин Уральский