«Щелкунчик» и новогоднее настроение

В воздухе кружились снежинки, раздавался звон бубенцов, люди улыбались друг другу в ожидании подарков и волшебства. Приближались праздники Рождества и Нового года. И, конечно, все спешили на балет «Щелкунчик».

«Щелкунчик» – гениальное творение Петра Ильича Чайковского и балетного театра. Сколько различных версий этого удивительного волшебного спектакля поставлено в мире! Сколько детей через этот спектакль познакомились с миром балета! Был этот балет одним из первых и для меня.

Сказка, рассказанная языком классического танца. Музыка, которую напеваешь всю дорогу домой… «Щелкунчик». С приближением зимы во всех театрах мира это название становится наиболее популярным. Для меня этот спектакль – это мир радостных воспоминаний.

Пройдя ребёнком путь многократного просмотра балета «Щелкунчик», я вскоре – учеником Московского академического хореографического училища – приходил на него, чтобы увидеть исполнения разных солистов, увидеть старших товарищей, которые уже закончили обучение и попали в труппу Большого театра, а также своих педагогов. Пролетели годы, и я оказался на сцене театра в самом центре событий этой сказочной истории в замечательном спектакле Юрия Николаевича Григоровича. Хореографию которого, уверен, смогу протанцевать и сегодня – много лет спустя. 

Сколько замечательных балерин и танцовщиков проходило перед глазами! Сколько веселых закулисных воспоминаний! Наверняка, у каждого артиста балета найдутся воспоминания о «Щелкуне», как мы его называли. И самый главный спектакль, конечно, был всегда 31 декабря. Ощущение праздника, ожидание праздничного стола, и, конечно, весёлой новогодней ночи с подарками! После спектакля, проглотив в гримерке шампанского, все спешили домой, где уже накрыли столы и собрались гости. Как здорово, что не нужно было помогать. У артистов уважительная причина: мы танцевали «Щелкунчик».

Прошла карьера артиста (хотя я остаюсь им на всю жизнь), и одной из моих первых постановок как балетмейстера вновь стал этот необыкновенный спектакль. Ещё на втором курсе института я защищал курсовую работу по партитуре Петра Ильича Чайковского. Сколько необычайно нового и интересного я узнал в процессе изучения партитуры! Казалось, я мог пропеть все темы спектакля наизусть, но мир этого произведения столь велик, что не только я, но и десятки хореографов находят в нём новые неожиданные краски. 

Мне посчастливилось поставить этот спектакль несколько раз (шесть раз) в разных театрах, городах и странах. И всюду во время работы царил мир праздника музыки и танца. Ну, пусть на меня не обижаются по миру, больше всего я люблю свой спектакль, поставленный в Астраханском театре. Сложилось всё: прекрасное исполнение музыки, неожиданное «доброе» решение сценографии (художник Мария Вольская), весёлые, очень щелкунчиковские костюмы (художник Елена Вершинина) и трогательное, чистое исполнение молодой балетной труппы. Сколько спектаклей мы исполнили с нашей труппой по миру, уже трудно сосчитать, но каждый раз, когда начинает звучать музыка Петра Ильича Чайковского и артисты появляются на сцене, вновь рождается сказка «Щелкунчика». Не только танцы – сказка, феерия. 

Я очень не люблю, когда эту очаровательную детскую историю превращают в какие-то современные полёты в космос или в войну миров. Это старая добрая праздничная история. Обратите внимание, Пётр Ильич Чайковский назвал партитуру «Балет-феерия». Не пытайтесь ответить почему. Пусть это будет задание студентам второго курса, молодым, и не совсем молодым хореографам, и тем артистам, которые в предпраздничные дни выходят на сцену и вместе со зрителями погружаются в мир «Щелкунчика».

В воздухе кружатся снежинки, люди улыбаются друг другу, в преддверии праздников идут на балет. Чем объяснить такое большое количество балетных спектаклей в это время года? Неимоверное количество гастролей, и не только с «Щелкунчиком». «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Золушка»... Во всем мире люди устремляются на балетные спектакли. Это стало традицией? Или в этот сказочный период года люди хотят видеть красоту и волшебство? Наверное, волшебство, волшебство балета!

С наступающими праздниками! И до новых встреч в Новом году в новых приключениях в «Письмах о балете». А их я вам обещаю!

 

© Константин Уральский