Зачем театр. Продолжение: часть 2

Как рождается театр? В зале зритель смотрит спектакль. Он следит за действиями, которые в этот момент происходят на сцене, и переживает их. А как всё начиналось? Как родился спектакль, театр?

Театр – это коллективное творчество. Группа людей объединённая, творческой задачей. Что это? Творческая задача? Откуда?

Только лидер, несущий в себе видение, энергию, захватывающую людей, может создать творческую атмосферу. Люди, объединяясь вокруг него, верят, заражаются идеями и начинают делиться своим творчеством, внося свою лепту в общее дело.

Творческая атмосфера. Это слово можно часто услышать от людей, но, думаю, многие кто, произносят его, не знают реального ощущения этого состояния. Говорят скорее для отчёта или чтобы показаться в курсе событий, приобщенными.

Творческий лидер – это не только способный человек. Это талант, знания и энергия, которые могут повести за собой группу людей в поиск интересного, неожиданного, в поиск того нового, что никто о себе ещё не знал. Воздух творчества! Рождение нового спектакля! Неслучайно многие театры всю жизнь носят имя своего создателя – творческого создателя, – даже если оно официально не внесено в название театра. Это имя, отличительная черта, стиль, философия, направление данного творческого коллектива – театра.

Очень важно не терять этот мир, созданный группой людей во главе с их творческим наставником. А часто со стороны это кажется не важным. Иногда актёр забывает о том, что в рождении его на сцене «виноват» не только он. То, что он привнёс в созданные образы, то, как он поделился своим талантом, было вызвано и направлено человеком, который с ним работал, воспитывал актёров, искал и создавал с ними образное, искреннее и неожиданное; человеком, который создавал театр; человеком, который рождал и воспитывал спектакль – один, второй, третий... Это мир творческого процесса. Почувствовав это однажды, ты вряд ли будешь использовать это слово просто так.

Как сложна и хрупка атмосфера творчества, как нелегко её оберегать от вечно желающих протопать через, наследить, не понимая, а иногда просто завидуя! Сегодня всё чаще мы забываем о том, что потерять созданный коллектив, –  это утратить мир, который питал своим творчеством то, что мы называем театр. Иными словами – потерять его и оставить то, что называется коробкой, каким бы красивым ни было здание театра.

 

Зритель... Зачем мы приходим в театр? Зачем он нужен? Мы уже много раз видели пьесы Чехова или Шекспира, балеты Чайковского или оперы Верди и Глинки. Но зритель вновь приходит в театр. Зачем?

 

Открывается занавес и пропадает четвёртая стена сцены. Она открыта для тех, кто сегодня пришёл прожить вместе с миром спектакля его историю. Происходящее на сцене, передающее действие спектакля – фантазия постановщиков и артистов, в которую поверил зритель, и она стала для него реальностью. Это объединяет, заставляет переживать и думать. В этом разница между театральным спектаклем и концертом шоу-бизнеса. Там артист контактирует со зрителем напрямую. А в театре контакт происходит через жизнь спектакля, приходящего к зрителю через волшебный портал – потерянную четвёртую стену, разделяющую зал и сцену. Как замечательна и таинственна тишина зрительного зала, его участие и внимание! А какое необыкновенное чувство размышления после спектакля!

Зачем мы приходим в театр? Может, для того, чтобы увидеть со стороны наш мир, чувства, задуматься над тем, кто мы... Наверное, театр помогает нам очищаться. Не всем сразу, не всегда и не во всём, но помогает увидеть красоту, вспомнить о любви, заботе. Подумать о жестоком и убогом и по-другому взглянуть на себя. Не всем, не всегда... Театр – это храм искусства. Он необходим человечеству, и он всегда ждёт новых творческих подъёмов.

Театр – это искусство. Мы часто не думаем, что, являясь частью культуры народа, искусство имеет своё отдельное значение. Искусство и культура – это не одно и тоже. И большая разница в том, что искусством нельзя управлять. Культурой – можно. Искусство можно уважать, поддерживать, помогать его развитию, или... или мешать ему. Но тогда искусство замыкается в себе и переживает этот период, продолжая тихо создавать свои произведения живописи, литературы, музыки, театра, кино.

Нельзя управлять настоящим художником. Нельзя заставить его творить то, что хочешь и представляешь ты. И это не зависит от того или иного социального устройства общества в конкретный исторический период.

Настоящие бесценные образцы искусства создавались и в самых сложных периодах тиранов и безразличия к искусству. Творцы жили и находили свои пути. Создавали свои произведения. И с ними жил театр. Жил и развивался. И на месте загубленного, в стенах опустевшей коробки возникал новый. Но годы пустого, без души театра, горечь потери того, что было, – это ущерб, нанесённый нами самим же себе, нашей бездуховностью и невниманием. И мы ждём появления нового художника-лидера, возникновения нового театра, и он вновь будет помогать нам понять жизнь.

Не всем... Не всегда...

 

Продолжение следует. 

 

© Константин Уральский