Театр без хребта

Мы не выбираем места, где мы родились. Но где бы мы ни родились, в любой точке земного шара, нас ждут культура и традиции народа, населяющую эту землю. Вырастая с этой культурой, обычаями и традициями, мы несём их в жизнь. Наши культуры – это мир нас, землян. И именно в разнице и обмене культур сила нашего мира. Почему? Не рассматривая некоторые характерные черты национальностей, мы все очень похожи – и уж точно похожи в своих чувствах и желаниях. Развиваясь мы создали очень яркую и интересную палитру нашего мира. 

Откуда берутся искусства? Живопись, пение, танец... Я не думаю, что мы сможем до конца ответить на этот вопрос, как и на многие другие возникающие в этой жизни. Но мы можем радоваться этому загадочному и увлекательному миру. От желания выразить себя, своё эмоциональное состояние люди формировали разные виды искусств, опираясь на культуры народов разных частей нашего земного шара. Это не урок истории – это жизнь нашего мира, творчество народов нашей планеты. 

Вот теперь я буду говорить о том, что мне очень дорого. О театре! Возникшее в Древней Греции, искусство театра завоевало весь мир. Театр объединил в себе многие направления искусства и национальных традиций, культур. Это лежало и лежит в его основе. Театральное искусство, развиваясь, как и все другие виды искусства, создавало уникальные театральные стили и традиции.

Мы не случайно с гордостью говорим – русская поэзия, русская школа живописи, русская музыкальна школа. Русский театр! Это не значит, что это лучше. Это говорит об удивительном уникальном развитии искусств в нашей стране, созданной на культурах и традициях нашего народа талантливыми писателями, художниками, музыкантами, режиссерами... 

Русская артистическая школа, русский балетный театр… С раннего детства я был посвящён в мир театра. Ходил с родителями на спектакли, и не только московские, но и тех, кто приезжал на гастроли. Часто они были другие, даже непривычные мне, ребёнку. Я помню, как мой отец, который всегда с гордостью говорил, что является воспитанником театральной школы Вахтангова, с большим интересом смотрел спектакли гастрольных коллективов, часто на иностранном языке. Обсуждая дома эти спектакли, он с интересом относился к особенностям того или иного театра, культуре игры актёров, режиссёрских построений. Сравнивал, как того же Шекспира ставят и играют у нас, и каким его представил на гастролях театр из Англии. Как интересно выстроены мизансцены в спектаклях гастролирующего тетра из Парижа. Я видел, как актёры и режиссёры английского театра с большим интересом и уважением говорили о подстановках Шекспира в России, о великой русской режиссёрской школе. И это только один пример. А сколько их! Мы же не можем представить мир без театра кабуки, лондонского «Глобуса», «Комеди Франсез» или театров Бродвея. С их абсолютно разной и собственной культурой. И это и есть наше богатство – богатство нашего мира. 

Русский балетный театр. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот» – перелетаю через года – «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Спартак» и ещё много-много названий балетов, пришедших в мир в русском балетном театре.

С такой же гордостью традициях своего балетного театра говорят в Дании, Англии, Франции. Уникальный театр созданный Джорджем Баланчиным в США, ставший американским балетом. Всё это богатство балетного мира. Сегодня, когда обмениваться своим искусством стало намного проще, и в театрах по всему миру идут спектакли из разных школ, приезжают разные постановщики и исполнители, важно не потерять свою культуру, свою основу. Во многих театрах создаются фонды сохранения наследия своего репертуара.  К примеру, чистота исполнения стиля Баланчина или Бурнонвиля, вне зависимости, привычно вам это или нет, – это вопрос сохранения их хореографии, сохранения театра Баланчина или стиля датского королевского балета. И для меня очень важно видеть, что исполнители в любом театре мира исполняют хореографию, точно сохраняя стиль, не пытаясь переделать его под себя. 

Театр не может стоять на месте. Театр развивается, меняется с движением времени, сохраняя лучшее, впитывая новое и отражая культуру, традицию своей школы. Именно в воспитанниках этой школы появляются те новые таланты, те лидеры творчества, которых даст новый виток развития искусства. Желания директоров, продюсеров собирать по миру популярное, забывая об основах, на которых развивался данный театр, приводит к потере его основы, уникальности культуры и школы. К потере хребта! Только театр без хребта, долго не протянет.

Мы очень любим говорить слова о величии нашей Родины. С гордостью говорить о наших достижениях. Но, к сожалению, мы очень любим и уничтожать. А потом, обвиняя кого-то тогда, в прошлом, начинаем восстанавливать. Только восстановленное проходит с большими потерями. Может быть, разрушать – одна из наших традиций, но она уж точно не помогает нашей культуре, не добавляет гордости за традиции нашей многонациональной страны. 

© Константин Уральский