Земляничное варенье

Вкусное земляничное варенье! Я сижу на кухне в гостях у пожилой пары, бывших артистов балета, и поглощаю потрясающе вкусное земляничное варенье.

Владимир Павлович (так зовут моего собеседника), бывший солист балета, устроившись в уютном кресле, рассказывает о своей жизни: годах обучения в Московском хореографическом училище, своих педагогах, работе в разных театрах страны. Те, кто видел Владимира Павловича на сцене, вспоминают его яркие актёрские работы, чистоту исполнения. 

Я с интересом слушаю рассказ ветерана сцены. В своём повествовании он доходит до встречи с интересным балетмейстером, руководителем театра, в котором он работал. «Она сделала из меня артиста, – говорит он и задумывается. – До неё я просто танцевал, исполнял ту или иную роль. А она научила меня быть настоящим артистом. И я им стал». 

Как точно и правильно сказал Владимир Павлович! Какое счастье, что в его судьбе это произошло!

Настоящую личность артиста может воспитать только личность-хореограф, личность-балетмейстер. Работая над новыми спектаклями и создавая роли, постановщик раскрывает и направляет талант молодого артиста. Происходит процесс не просто использования дарования, а процесс роста, развития. Конечно, талантливый молодой артист, скорее всего, и так станет интересным танцовщиком, исполнит много партий в различном балетном репертуаре, но вряд ли станет личностью. Именно работа с ярким хореографом над созданием новых образов даёт толчок к такому росту. 

Не случайно периоды в театрах, где появлялись такие хореографы, ознаменованы рождением ярких актёрских имён. 

Именно кризис личностей сегодня заметен в нашем балетном театре. Формирование великих имён прошлого поколения происходило рядом с именами великих хореографов, балетмейстеров постановщиков – учителей-создателей артистов. И вместе они создавали шедевры балетного репертуара, прославлявшие наш русский балет. 

Сегодня мало ярких творческих личностей среди постановщиков. Почему? Их перестал рождать мир? Воспитывать школа? Я думаю, что система сегодняшнего продюсерского театра просто забыла о необходимости воспитания таких художников в своих стенах. А это ответственность за будущее нашего искусства. Нашей отечественной школы. 

В театрах почти не ставятся новые балетные названия. Перенос уже поставленных где-то спектаклей более удобен. Это дешевле, нет риска неудачи, меньше ответственности. Да и этого стало мало. Сохранение классического репертуара, конечно, одна из первоочередных задач театров, но и здесь мы не идём за интересной яркой постановкой. В основном «серенькие» возобновления, не дающие серьезного развития молодым артистам. Об этом я уже писал в предыдущих «Письмах о балете». 

Перенос поставленного в другом театре балетного спектакля для труппы балета – «пиджак с чужого плеча». Конечно, профессионально относящийся к своей работе постановщик подладит спектакль к составу труппы, техническим возможностям. Но он не создаёт это с артистами, не ищет с ними и в них что-то новое, не раздвигает стены для нового таланта. Конечно, и в этом случае возможен рост артиста, даже наверняка. Но ведь мы говорим о личности. 

Таланты. Личности. Вот что необходимо театру для его развития. Грамотные талантливые люди, основывающиеся на вековых традициях и ведущие наш театр вперёд. Модненькое приведёт зрителя в театр ненадолго. И уж точно его не воспитывает. А для понимания важности этого вопроса нужны личности-директора, личности-продюсеры, которые возьмут на себя миссию создавать условия для появления ярких хореографов, ярких новых постановок, ярких артистов. 

Спелые ягоды земляники. Только хозяйка, знающая рецепт и владеющая мастерством, может сварить такое сказочно вкусное варенье из этих ягод. 

Тамара Борисовна, спасибо за варенье! 

 

©️Константин Уральский