О Ростиславе Владимировиче Захарове

«Волга, Волга, мать родная, Волга, русская река...»

Как благодарен я тебе за всё, что ты мне дала! Лишь только глаза научились видеть, а детский разум – вбирать впечатления, первые из них были связаны с ней – могучей и полноводной, какой течёт она вдоль берегов Астрахани.

«Астрахань была городом многонациональным. Кто только не жил там: и русские, и армяне, и азербайджанцы, и татары, и персы. Может быть, именно игры раннего детства со своими сверстниками – детьми разных народов – способствовали утверждению во мне чувства интернационализма, которое я пронёс через всю жизнь».

Это строки из книги Ростислава Владимировича Захарова «Слово о танце».

 

Ростислав Владимирович Захаров – один из величайших деятелей хореографии, артист, балетмейстер, режиссер, педагог XX столетия, один из немногих, родившихся не в столичных Москве или Петербурге. Любовь к Астрахани он пронёс через всю жизнь. И она, безусловно, оставила отпечаток в его творчестве.

Я познакомился с Ростиславом Владимировичем ещё маленьким ребёнком, когда ожидал маму с её институтских лекций во дворике ГИТИСа. Мама училась на знаменитом первом наборе педагогов-балетмейстеров на кафедре хореографии ГИТИСа, которую создал Ростислав Владимирович Захаров. Руководителем курса был великий педагог балета Николай Тарасов, женские классы у этого курса вела легенда русского балета Марина Семёнова, ну а композицию – Ростислав Захаров. Есть мамины записи его лекций, мы бережно храним их у нас дома. Мог ли кто-нибудь предположить тогда, что в моей жизни я не только буду учиться на этой же кафедре, но и сложившимся хореографом окажусь в Астрахани, что мне выпадет честь создать балетную труппу на земле, где родился Ростислав Владимирович, и руководить ею? И я уверен, что судьба быть здесь не случайна. Все знания, которые я получил в своей жизни, весь опыт и их смысл стал понятен, когда я осознал поставленную передо мной задачу. Астрахань!

Часто гуляя по улицам города, который я очень полюбил, заглядываясь на старые купеческие дома, я представляю себе, как здесь бегал мальчик Ростислав. Ведь в детстве в нас закладывается многое то, что позже будет наполнять нашу жизнь, а в жизни художника – его творчество.
Я учился искусству хореографа у одной из любимых учениц Ростислава Владимировича, его ассистентки, а теперь профессора Ольги Георгиевны Тарасовой.

В нашем хореографическом искусстве знания передаются из поколения в поколение, как говорится, «из рук в руки». Ольга Георгиевна очень бережно передавала нам то, что поведал ей Ростислав Владимирович, то, что он принял от своих педагогов, выходцев из императорского театра, и что сложил в уникальную систему методики преподавания искусства балетмейстеров. Вот так выстаивается цепочка «учитель – ученик», цепочка сохранения традиций и культуры русского балетного театра. И посмотришь, а ведь мы не далеки от великого Мариуса Петипа, конечно, если уметь вслушаться в слова и наставления великих мастеров-педагогов.

Вот и сегодня во многом, когда уже я сам преподаю этот предмет, мы ведём его по тем основам программ, которые были созданы Ростиславом Владимировичем в те далёкие, но очень близкие годы. Много слышал я о Ростиславе Владимировиче от Ярослава Даниловича Сеха, который вёл на моём курсе композицию классического танца. Ярослав Данилович вдохновенно рассказывал о репетициях с Захаровым его спектаклей, в которых он исполнял ведущие партии в Большом театре. Обращал наше внимание на то, как бережно он относился к лексической культуре танца, той или иной роли, в зависимости от характера этого героя. Но самое главное, что подчёркивалось в рассказах моих педагогов, – это слова Ростислава Владимировича о том, что любое движение танца должно нести смысл, передавать чувства и содержание. Так создаётся образ героя или образ группы танцовщиков в спектакле.

Глубоки и незабываемы образы, которые он создал в своих балетах. Перед глазами встают неповторимые герои «Бахчисарайского фонтана», «Медного всадника», «Золушки». Какие незабываемые образы великих балерин, танцовщиков родились в работе с этим хореографом! Становление и рост артистов балета возможен только в работе с постановщиками, в поиске внутреннего мира героев и воплощения этого в движении. Танцы в опере «Иван Сусанин» – неповторимый шедевр, через который проходили и проходят поколения артистов. Как жаль, что это не так часто сегодня может увидеть сегодняшний зритель!

Смысл, психологическое состояние, образность – вот чем всегда отличался русский балетный театр. Вот что так ценил и передавал своим ученикам балетмейстер, режиссёр, педагог Ростислав Захаров. А его ученики – своим ученикам.

 

P.S. 25 августа исполняется 113 лет со дня рождения Ростислава Владимировича Захарова. В последние три года я неоднократно обращался с предложением провести в Астрахани фестиваль, посвящённый памяти Захарова. Выстраивал программу, договаривался с его учениками о приезде, обращался в «Госфильмофонд» о возможности показа фильмов-балетов, кадров из его жизни с артистами из разных городов, где сохранились его балеты. К сожалению, финансирование на этот фестиваль не находилось. Но я упрямый, и на земле, которую так ценил и любил Ростислав Владимирович, в один прекрасный день должен пройти фестиваль – фестиваль Ростислава Захарова.

 

© Константин Уральский