Письма о балете: труд педагогов-репетиторов

«Лебединое озеро», «Спартак»… «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Иван Грозный», «Жизель», «Раймонда»… Каждый спектакль требует своей подготовки артиста, у каждого свой стиль.

«Ребята, вечером «Спартак». Будет не тяжелый станок, середина. Но надо попрыгать... Сегодня обратим внимание на адажио, подготовимся…» – это слова педагога-репетитора, дававшего урок в театре. Не буду называть его фамилию. Так говорил не он один... Каждый день мы начинаем в балетном зале уроком классического танца.

В голове звучат слова Леонида Тимофеевича Жданова, моего педагога в Московском хореографическом училище (сегодня Московская государственная академия хореографии): «Независимо от того, что вы танцевали вчера, вы приходите утром в балетный класс очищаться. Класс – это наше очищение».

Спасибо Вам, Леонид Тимофеевич, за эти слова! Спасибо!

Класс, урок, утренний тренаж – по-разному в театрах называют это неповторимое, необходимое артистам балета время. Час урока классического балета, без которого мы не можем жить. Я очень скучаю по возможности встать к станку, сделать адажио на середине или почувствовать себя птицей, оторвавшись от пола в grand jeté.

Урок – это подготовка группы артистов к спектаклю, который будет завтра или через два дня, к репетициям новой постановки, будь то спектакль классического названия или работа с современной хореографией. Урок – это приведение в порядок нашего тела, ног рук, вращения... Это очищение и нахождение спокойствия, уверенности в себе.

Педагог знает, чувствует, составляет для этой задачи урок, готовит артистов. Готовит каждый день, каждую репетицию (репетиции продолжают наш день после урока). И терпеливо ждёт успеха.

Репетиции. Поиск с учениками. Подготовка кордебалетный сцены. Ожидание спектакля. И новые замечания, поиск, отработка.

Как немного сегодня хороших педагогов-репетиторов, и как невысоко внимание и к ним руководителей театров. Для нас, художественных руководителей балета/главных балетмейстеров, хореографов это счастье – иметь в коллективе талантливых педагогов. Без них не может получиться ни один проект, не могут вырасти молодые артисты, состояться гастроли.

Их стало очень мало. Почему? Это не внимательное отношение? Маленькие зарплаты? Или плохая подготовка кадров? Может потеря понимания значимости этих людей?

Как много значит во время урока или репетиции правильное слово. Точное замечание. Поиск педагога вместе с артистом. И терпение. Терпение и вера в человека, отдавшего свою жизнь искусству танца.

Я благодарен своим педагогам, передавшим мне это искусство, посвятившим меня в классический балет. Я счастлив, что рядом со мной служат замечательные талантливые люди – педагоги репетиторы нашего театра, и что мы вместе передаём наши знания следующему поколению.

Константин Уральский

На фото сцена из балета «Андрей Рублёв» (Антон Пестехин, Мария Стец, Всеволод Табачук)