Школа – театр, театр – школа

В 1738 году указом императрицы Анны Иоанновны была организована первая в России балетная школа. Сегодня это одна из старейших балетных школ мира.

Исторические события в развитии балетного искусства в России способствовали созданию сильнейшей школы балета, была создана и получила развитие уникальная и самая крепкая система образования и подготовки артистов балета. Все школы были открыты как в императорской, так и в советской России рядом с театрами для подготовки специалистов для их трупп. Это уникальная система отечественной культуры и дала неимоверный результат как в императорской, так и в советской России. 

У нас лучшая балетная школа в мире. Мы говорим это не потому, что всё лучшее должно быть в России, наверное, не всё и не всегда. За годы моей работы я нигде в других странах не встречал такой точно выстроенной системы образования хореографии. Благодаря этой школе достижения русского классического балета повлияли на развитие мирового балета.

Но создалась ли бы такая сильная школа, если бы в России не было столь яркого отечественного балетного театра? Конечно, нет. Влияние театра на развитие школы абсолютно бесспорно. Взаимодействие школы и театра – это необходимый процесс, неразрывный организм. Школа, обеспечивая образовательный процесс подготовки артистов балета, готовит кадры для театра, и задачи, стоящие в театре и обусловленные его репертуаром и художественными принципами, влияют на ориентир подготовки артистов в школе. 

Таким образом, лицо школы – во многом лицо театра, и наоборот. 

Развитие балетного искусства в советском государстве, открытие новых государственных театров, способствовало открытию новых балетных училищ и укрепило достижение русской школы классического балета. Системность образования, большое количество танцевальных предметов и сопутствующих профессиональных дисциплин готовило и готовит кадры для балетных театров, и подготовка во многом ориентирована на направления, стиль, технику, задаваемую театрами страны, их художественными лидерами. 

За годы моей работы мне посчастливилось ставить спектакли и преподавать во многих странах.  Поэтому я полностью разделяю мнение, что система образования, выстроенная в российских балетных школах (училищах, колледжах, академиях) – лучшая. Театры, не имеющие своих школ, вынуждены приглашать артистов из разных школ. Школ, подготовка в которых зачастую не имеет никаких ориентиров, кроме художественных принципов её руководителя. Сегодня в мире работает большое количество таких школ. Есть прекрасные артисты, владеющие великолепной техникой классического танца, глубоким актёрским чувством. Нет единого кордебалета, без которого невозможно исполнение ни одного классического балета. Нет единства спектакля – той изюминки, которая рождает настоящий мир балетного спектакля.

В мире балета бывают разные периоды. Наличие личности в руководстве балетной труппы выводит театр вперёд, рождает новых артистов, увлекает молодое поколение, задаёт направление развития. Не случайно многие яркие школы были открыты при этих лидерах. Это помогает школе двигаться вперёд, готовить артистов с определённым задачами, увлекает молодое поколение, укрепляет желание стать частью этого театра. 

Позволю себе сделать вывод, что не только руководители школ, но и руководители балетных трупп театров влияют на школы и несут ответственность за их будущее. Не следует забывать об этом. Ведь лицо театра – это завтрашние выпускники школ, а безликая школа – угроза театру. Не будьте гастролёрами в креслах руководителей балета. Школа и театр неразделимы, и только в тесном сотрудничестве они дают развитие нашему искусству.

 

© Константин Уральский