Моя Кармен...

Моя Кармен….

Продолжение - часть четвёртая.

 

L'amour est un oiseau rebelle…

 

Кармен меня по-прежнему не покидала.

Тема произведения Проспера Мериме продолжала меня интриговать и вдохновлять на новые поиски.

Я очень люблю великую оперу Ж. Бизе, и меня не покидало желание вернуться к этой музыке. В голове возникали новые сценические картинки, танцевальные дуэты... Я их просто видел. Но при этом понимал, что я хочу что-то совсем новое, новое как в режиссерском прочтении, так и во внутренних решениях образов.Вся история, описанная Мериме, во многом происходит в диалогах, хотя он не писал пьесу. Я попробовал подойти к этой драматической истории, начав искать с артистами их образы через чтение новеллы.

Мы собрались в зале и стали вместе пробовать разыгрывать диалоги. Это было весьма необычно для артистов балета, но мне удалось их увлечь, и вскоре, уже уходя от текста, ребята стали импровизировать, развивая предлагаемые в произведении ситуации. Это было очень интересно, и я видел в этом появляющиеся наброски для спектакля.

 

Происходило это в Астраханском театре оперы и балета, где я в то время был художественным руководителем балетной труппы. Это был замечательный коллектив. Коллектив, который мне удалось собрать и вырастить не только в сильную технический оснащенную группу танцовщиков, но и в ярких драматических актеров.Для меня эта труппа останется лучшим коллективом, с которым я ставил спектакли. Точнее, с которым я жил в мире танца.

Поискав с артистами в зале, я обратился к руководству театра с предложением включить в планы постановку балета "Кармен". Причём в 2 актах по партитуре  оперы Ж. Бизе. 

К сожалению, в этот момент руководство отнеслось к моему предложению весьма холодно, хотя это название ранее обсуждалось. Думаю, в планах художественного руководителя крутилась постановка оперного спектакля, и появление этого названия в балете могло помешать. То, что в оперных театрах руководителями чаще являются музыканты и оперные режиссеры, довольно часто создает ситуацию, в которой балетный коллектив вынужден уступать. Я всегда считал и считаю это несправедливым, но вступать в спор в тот момент было неразумно.

Мне было жалко откладывать начатую работу, которая так увлекла артистов, но театр - это сложный организм, и интересы всего театрального коллектива важнее.

Я ждал, когда я снова смогу вернуться к обсуждению планов постановки балета "Кармен". Это произошло через 2 года. 

Постановка балета "Кармен" была запланирована на весну 2019 года. К сожалению, моё желание поставить балет в 2-х актах не получило поддержку, и было принято решение о постановке Кармен-сюиты Ж. Бизе-Р. Щедрина. Думаю, что это было вновь связано с планом поставить оперу, которая была постановлена в театре, но позже, уже после успешного выхода в свет балетного спектакля.

К началу постановки спектакль в моей голове во многом сложился.

Моя работа с замечательным художником и другом Никитой Ткачуком привела к абсолютно новому решению сценического пространства. Действие рассказа Мериме во многом происходит в горных районах. Думаю, это не случайно. Пропасти, которые подстерегают людей, путешествующих в горах, похожи на человеческую жизнь.Столкновение, страсти главных героев, рискованные поступки, ведущие к обрыву, к жизненной пропасти. Игра с жизнью на краю пропасти – вот что совпадало с описанием местности Проспером Мериме.

 

 "Страсти на краю пропасти".

 

Продолжение рассказа об этой постановке будет в следующем посте. 

Репетиционные моменты. Фото Марины Ватанской.