Моя Кармен...

Моя Кармен…

Продолжение - часть шестая. 

 

Солнечная …. Турция! 

Здесь произошла моя следующая встреча с героиней новеллы Проспера  Мериме. 

Летом 2022 руководство Государственного театра оперы и балета Анталии неожиданно обратилось ко мне с предложением поставить балет Кармен. Учитывая, что я не так давно ставил этот балет в Астрахани, и был знаком с музыкальным материалом,  во многом облегчало задачу, и даже в чем-то делало её не столь заманчивой.

Но главное в этом предложении было поставить балет в двух актах, основываясь на партитуру оперы Ж. Бизе. В двух актах! Именно то, что я хотел сделать ранее и предлагал астраханскому театру.  Это предложение сразу стало для меня очень важным и увлекательным. Во многом я видел этот балет двухактным. Еще в одноактной версии Кармен сюиты, у меня уже сложились две равнозначные части внутри спектакля. Я писал об этом, рассказывая о спектакле в Астрахани, что с момента появления зрительских трибун начиналась вторая часть действия. В голове план уже сложился, но постановка двухактного спектакля – это совершенно новая работа, требующая нового режиссерского  подхода и, конечно, большого количества новых танцевальных фрагментов.

 

Мне предложили приступить к работе в конце осени, как только будет получена рабочая виза. Этот процесс всегда занимает время, как получилось и в этот раз. Виза была готова только в конце ноября, и я вернулся в Анталию. 

Итак, в начале декабря я приступил к знакомству с труппой, работой с художником по сценографии и дирижером спектакля. 

Музыка. В начале мне  было предложено работать с музыкальным материалом, который уже есть в театре. Но когда мне в начале осени его прислали, то оказалось, что его очень мало и не хватит даже на один акт. 

Встал вопрос о создании новой редакции музыки для спектакля. Я не был готов к такому повороту событий, но вместе с дирижером театра Hakan Kalkan с удовольствием приступил к работе над партитурой. Моя любовь к этому оперному произведению Ж. Бизе и немаловажный факт того, что мне повезло в студенческие годы получить знания по работе с партитурой очень помогли. К сожалению, сегодня все чаще встречаешь молодых хореографов, которые не владеют знанием нотного материала, могут работать с музыкой  только по секундомеру на их  гаджете. А ведь знание нотного материала, умение его разобрать и проанализировать – это не только вопрос с какого места начинается танцевальная комбинация. Но сейчас о Кармен. 

Выбрав необходимые музыкальные отрывки из оперы и сложив их вместе, мы получили план новой редакции партитуры. Маэстро Калкан очень талантливый и интересный музыкант. Замечательно владея композицией,  он в течение довольно короткого срока для такой работы создал новую партитуру, передав вокальные партии голосам в оркестре и написав ряд необходимых связующих моментов с удивительным уважением к музыке Ж. Бизе. С самого начала работы наш с ним девиз был: «Всё по Бизе!».

Поскольку времени было немного, постановочные репетиции начались еще до того, как весь музыкальный материал был готов. Часто приходилось пользоваться записям с интернета, иногда даже с вокалом. Но и работа с уже созданными фрагментами, записанными на компьютере вызвала сложности, так как не давала необходимой внутренней динамики. А балет – это движения чувства. Но все эти рабочие сложности не помешали постановочной работе. 

 

Декорация. «Человек с непростым характером», — предупредили меня еще до моей первой встречи c Gürcan Kubilay. Правда ли это или нет – я до конца сказать не могу. По началу наша работа вместе не очень складывалась. Похоже он не совсем понимал предлагаемые мной направления, а я, наверное, получив предупреждения о сложности его характера, не совсем доверял. Мой стиль работы со всеми участниками постановочной группы - всегда дать возможность привнести свои мысли и видения в проект. Конечно, не разворачивая мои идеи постановщика на 180 градусов. Но я привык, что видения участников постановки вносят свои плоды и обогащают мой первоначальный план. Здесь было не так, мой путь был ему не привычен. Требовалось точно, и не очень образно указать, что я хочу. Конечно, я мог это сделать с самого начала, но как я уже сказал, это противоречило моему пути создания спектакля. Я хотел увлечь Гюрджана не просто созданием красивых кулис и задника, а быть со мной на одной волне сочинения истории, ее внутреннего мира. У меня сразу не получалось. Но в какой-то переломный момент мы вдруг стали понимать друг друга. Атмосфера наших встреч изменилась, и спектакль стал обретать интересную сценографию в начале на эскизах, а позже уже в мастерских, куда я наведывался, чтобы видеть рождение декорации. Надо отметить прекрасное здание мастерских и высоко профессиональных работников, выполнявших декорации. 

Меня радовало видеть на лице Гюрджана улыбку! 

 

Позже к работе присоединилась художница по костюмам Gazal Erten

Она прилетела для работы из  Анкары, и у нас с ней было меньше времени для обсуждения. Запомнилась первая встреча, когда моё предложение не идти по стандартному пути красного платья для Кармен вызвало удивление. Все-таки привычные штампы часто мешают творческому процессу. Но уже через пару дней  Газал показала мне несколько неожиданных эскизов новых костюмов. 

 

Продолжение следует.