Моя Кармен...

Моя Кармен…

Продолжение - часть третья. 

Вновь я встретился с Кармен в 2010 году в Челябинском академическом театре оперы и балета им. М. Глинки, где я в течение 3 лет был художественным руководителем балета. Ежегодно в театре проходил  фестиваль «Татьяна Придеина приглашает»

Татьяна Предеина замечательная балерина, во многом из-за которой я оказался в Челябинске, в начале для постановки, а затем дал согласие возглавить труппу. Работать с Татьяной было очень интересно и не просто. В творческом процессе мне всегда интересны балерины с непростым характером. Честно говоря, я не верю в балерин с покладистым и спокойным характером. Танец Татьяны всегда был не только техническим, он увлекал, притягивал внимание своим внутренним миром. С момента появления  на сцене она вела за собой зрителя 

Фестиваль "Татьяниного" имени очень популярен в городе.

В спектаклях и Гала концерте принимали участие не только сама прима-балерина, но и приглашённые артисты. Помимо этого для каждого фестиваля Татьяна готовила новый номер – некий сюрприз. Именно поэтому я впервые и оказался в Челябинске в 2005 году, когда Таня попросила на свой вечер дуэт из моего балета «Вальс белых орхидей», который потом замечательно исполняла много лет. 

Так и было в 2010 году. Обсуждая с ней программу фестиваля, мы оба пришли к идее Кармен. Правда вначале только дуэт из спектакля. Но мне хотелось показать Татьяну неожиданной, непривычной Кармен. Тем более что в этой роли всегда возникает сравнение с первой и неповторимой  Кармен Майи Плисецкой. 

Но как это сделать, от чего оттолкнуться, увлечь себя как постановщика, и тем более заразить этим исполнительницу? В своих поисках-размышлениях я вспомнил о замечательной песни моей любимой Эдит Пиаф «Carmen’s story». Именно эта  песня дала тот толчок к этой работе, и впоследствии уже через годы и в другом театре привела меня к постановке балете «Пиаф. Я не жалею ни о чём». 

Итак, у нас с Татьяной стал выстраиваться образ скорее исходящий от образа созданного Пиаф в этой песне. Дуэт начал расширяться и превратился в небольшой спектакль. Взяв за основу некоторые моменты из моей первой постановки я стал ставить миниатюрный спектакль на маленькую группу артистов. Кармен, Хозе, Тореадор, два Альтер эго и новый образ, который я ввел в спектакль - Судьба, загадочная женщина, часто присутствующая рядом с Кармен, но находящаяся в параллельном мире. То подталкивавшая, то останавливающая Кармен в её решениях и поступках. Надо заметить, что мне в решении этого образа очень здорово помогла талантливая артистка Полина Курбатова,  с ней было очень интересно искать линию роли, часто задающей движения, которые затем развиваются в танце Кармен. Спектакль  начинался с того, что Судьба, проходя по сцене, срывала  висящую в воздухе табуретку и садилась на неё в ожидании своей подопечной. И тут в пространстве, открывающемся в черном заднике, как в нише, появлялась Кармен. Вот это появление получилось столь эффектным, что многие ещё долго вспоминали этот момент, и вот почему: придумывая внешний вид для Татьяны, мы решили попробовать приблизить её к более современному образу, и сделать непривычную для балета прическу. Мы обсуждали разные варианты, но точного решения не было.  Когда мы находились на гастролях в Китае, я предложил Татьяне посмотреть в магазине парики. Ей предложение понравилось. И в один прекрасный вечер Таня постучала в дверь моего номера, я открыл дверь и увидел шикарную брюнетку с прической каре. Мы договорились никому не показывать этот парик и ничего не говорить до премьеры. Пусть это станет сюрпризом. Сюрприз удался. Многие зрители просто не сразу узнали Татьяну. Она исполняла небольшой танцевальный момент в нише задника,  и только потом спускалась с этой площадки  на сцену и шла вперед к зрителю. Вот тут зрители увидели, что эта яркая незнакомка есть Кармен-Предеина. 

Хоть спектакль  и  состоял из  несколько частей-сцен, он оставался спектаклем  миниатюрой. В центре которого была фигура Кармен. Очень минималистичные костюмы только детально обозначали характеры. Несмотря на небольшой состав исполнителей, спектакль передавал действие истории и был очень динамичным. Артисты исполняли его с большой отдачей! Основным музыкальным материалом были фрагменты из партитуры Кармен сюиты Бизе - Щедрина. В финале звучала песня в исполнении Эдит Пиаф. Перед финалом Судьба отдавала Кармен большую накидку, которая была частью её  костюма в течении действия спектакля. Вспоминая этот спектакль, я сразу вижу образ Татьяны Предеиной,  бегущей по сцене с развивающейся  тканью.