Моя Кармен... (часть первая)

Моя Кармен… (часть первая) 

В июле прошлого, 2022 года, ко мне обратилось руководство Анатолийского Государственного театра оперы и балеты  с предложением поставить балет Кармен в двух актах, используя партитуру оперы Ж. Бизе. Предложение было очень неожиданным. Честно говоря, до лета этого года я вообще не знал о существовании этого театра с прекрасными оперной и балетной труппами и замечательным оркестром. Руководство театра, предлагая мне эту постановку было не в курсе, что ранее я уже ставил это название, правда только Кармен сюиту по знаменитой партитуре, созданной Р. Щедриным. Постановка полнометражного спектакля меня, конечно, заинтересовала, и я дал согласие. К тому же, провести время в этом южном прекрасном  городе добавляло привлекательность будущей работе. 

Но о работе над этим спектаклем чуть позже. Дело в том, что балет Кармен неоднократно появлялся в моей творческой биографии. И каждый раз достаточно неожиданно и с новыми творческими поворотами. Спектакль в Анталии стал пятым обращением к этому названию в моей карьере.

Давайте теперь по порядку. 

Свою первую Кармен я поставил еще совсем начинающим молодым  хореографом в далеком 1992 году в США, где я в тот момент руководил труппой Балета Айова. 

С неповторимым, замечательным балетом Кармен сюита в постановке Альберта Алонсо я был знаком с юности, начиная с его премьеры с гениальной Майей Плисецкой. Работая в Большом театре, я видел все составы исполнителей той эпохи. 

Тогда я не думал, что когда-нибудь буду создавать свою версию этого балета, я просто находился под большим эмоциональным впечатлением каждый раз, когда видел этот спектакль, или просто слышал музыку Ж. Бизе в  обработке Р. Щедрина. 

Когда идея постановки этого названия возникла в Балете Айова, я отнесся к этому восторженно и без боязни. Наверное, будучи молодым хореографом я видел в этом возможность проявить себя, и совсем не думал, что могут сравнивать с известным спектаклем. С большим энтузиазмом я включился в работу. Труппа Балета Айова была небольшая, но вполне подходила для задач, которые я себе поставил в этой постановке. К тому же в труппе были  солисты очень подходящие для 3-х ведущих партий. Именно в этой постановке меня впервые заинтересовал внутренний мир Кармен, её раздвоение. Тогда и родилась сложная  сцена в которой Хозе и Тореадор встречаются с разными балеринами. В той постановке это были две девушки - альтер эго Кармен. Перед этой сценой была сцена, исполняемая под хлопки мужчин. В центре арены, которую создавали артисты, рассыпав в танце по кругу красные цветы, танцевала девушка в обтянутом костюме и головой быка. Две артистки, которые как бы выходили из Кармен в следующей сцене, каждая имела половину своего лица, а вторая половина маски быка. Кармен принимала в этой сцене участие проводя свой монолог между дуэтами альтер эго с героями мужчинами. 

Спектакль получился  очень бурный и эмоциональный.  На следующее утро после премьеры рецензия в газете вышла под заголовком «Smash hit»! Это был настоящий успех. Рецензия во всю расхваливала постановку и её исполнение.  Все говорили о смелости взяться за постановку этого балета, сделать по своему, и независимым от легендарной постановки Алонсо. Конечно, я был очень рад. Сегодня, спустя годы, я хочу сказать, что несмотря на то, что в спектакле  было много находок, интересных сцен, хореографических решений, я, как молодой хореограф, ещё оставался под влиянием своих педагогов, – хореографов, чьи спектакли я исполнял как артист, на чьих лекциях-занятиях я осваивал профессию постановщика. Во многом я продолжал следовать привычному построению  сцен этого балета, хоть и вносил свою философию, свой взгляд на историю героини. Это был естественный этап смелого поиска себя, но тогда я не знал, что вернусь к этому названию ещё не раз. 

Спектакль имел большой успех, это была моя вторая яркая постановка после «Первого фортепианного концерта С. Рахманинова», с которой началась моя карьера в Америке. «Кармен» дала мне большой толчок уверенности в себя и открыла дальнейший успешный путь в моей карьере. 

Продолжение следует. 

Photo Ballet Iowa 1992. 

Carmen- Elizabeth Harano

Jose- David Thompson.