О балетах репертуара для детей, спектаклях для всей семьи

В советскую эру музыкальные театры и театры оперы и балета имели в своём репертуаре большое количество балетных спектаклей для детей и юношества. Не знаю, было ли это нормативом, установленным сверху, но желание приводить в театр детей и воспитывать новое поколение зрителей через яркие спектакли было объективной составляющей в репертуарных планах театров. Обязательными были так называемые детские утренники: с этой целью в выходные в расписании спектакли ставились на дневное время. Кроме спектаклей, для детей на утренниках исполнялись балеты классического репертуара – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Тщетная предосторожность» и другие. И не в урезанном виде. Сегодня очевидна нехватка такого репертуара. Чем это вызвано? Потерей интереса зрителей или театров? Думаю, это главный вопрос. 

Сегодня в театрах нет репертуарной политики создания и проката спектаклей для детей. В какой-то степени её заменили на ежегодную: в период новогодних, рождественских праздников – в погоне за зрителем выпуская в качестве праздничного спектакля очередную новую короткую сказку, обычно длительностью в час. Мало какие из этих спектаклей остаются в репертуаре. Это так сказать новогодняя кампания. И отчитываются театры по ней не столько качеством спектакля, сколько количеством заработанных денег. Чтобы меня не поняли неправильно – это очень важные мероприятия. Хотелось бы немного более качественного отношения к этим постановкам, и надеюсь, что во многих театрах к этому подходят серьезно. Но давайте честно: тенденция поменьше истратить (спектакль на несколько недель) и побольше заработать постоянно присутствует.

Но одно не может подменять другое. Поход в театр в период праздничных каникул не заменяет полноценный просмотр спектакля. Кстати, в былые времена в это время года было много утренников опять же с тем же балетом «Щелкунчик», что сейчас можно чаще увидеть в столичных театрах, чем в регионах. Думаю, погоня за рублём в этот период приводит к его же потере в другое время года.

Не так давно в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера двухактного балета «Приключения Винни-Пуха». Я давно не видел в театре такого количества детей с родителями. Но главное – реакция маленького и большого зрителя. Спектакль захватил детей и вернул взрослых в их детство. Дети, не стесняясь, разговаривали с персонажами на сцене, поддерживая происходящие события. Многие родители рассказывали мне, что с тех пор, проезжая мимо театра, их дети показывают на здание и спрашивают: когда мы пойдём посмотреть мишку, который там живёт? Но спектакль идёт редко. Почему? Опять же, сегодняшняя тенденция построения текущего репертуара. 

Я не люблю название «детские спектакли», я называю их «семейными», для похода в театр всей семьёй. Но для этого поставленные спектакли должны увлекать не только маленького зрителя, но и быть интересными для взрослых. Уверен, в каждом городе, в каждом театре есть программы, по которым определённые спектакли продаются через школы для прихода детей всем классом. Правильно. А дальше – неправильно. Неподготовленные к просмотру спектакля и радостные освобождением от занятий, дети приходят в театр отсидеть. В основном они просматривают свои телефоны, дерутся, по любому поводу выходят из зала – в общем, занимаются всем, кроме просмотра спектакля. Я уже и не говорю про трепания нервов капельдинерам  (уверен, это слово детям даже не известно). Для чего нужны такие показы? Провели для отчёта? Это не забота о детях и не воспитательный процесс.

Дети, которые приходят в театр с родителями на семейный спектакль, настроены совсем по-другому. Я понимаю, что не всякий родитель поведёт своего ребенка в театр, а со школой он придёт. Только что толку от того, что он зашёл просидеть спектакль? А каково артистам на сцене в такие дни? Создаётся негативное отношение к таким мероприятиям. Наверное, важнее было бы направить рекламную и пиар-компанию на привлечение родителей приходить в театр с детьми как на специально созданный репертуар, так и на названия классического балета, на дневной спектакль в выходные дни. Конечно вести такую работу со зрителем сложнее, чем продать зал на спектакль через уже работающие программы со школами, но мы же за результат. Опять оговорюсь: одно не заменяет другое. Но отношение к школьным программам должно быть на должном уровне как со стороны театров, так и со стороны школ, где к просмотру спектакля педагоги могут подготовить детей и заинтересовать их, да и смотреть вместе с ними. 

Теперь о телефонах. Сегодня мы живем в мире гаджетов, фантастических видео, неимоверных компьютерных игр. Театр – это другой мир, мир живого спектакля. Но этот спектакль должен быть интересен любому зрителю. Когда мы говорим о подрастающем поколении, мы должны понимать, что наши спектакли должны быть конкурентоспособны по отношению к миру, который ребёнок получает в гаджетах. И здесь дёшево не получится. Это не значит «тратьте больше денег». Можно истратить много денег, а получить плохой спектакль. Вопрос в качественном творческом подходе, а не в желании сделать подешевле и поскорее. Выпихнуть на сцену к каникулам. Это некачественный, плохой театр. И юное поколение прекрасно это почувствует и, несмотря на собранный рубль, вы потеряете намного больше, потеряв этого зрителя надолго или навсегда. Да, конечно, в отчетах это прописано не будет. 

Театр для детей – это очень непростая тема, и она требует очень профессионального и качественного внимания. Нужно ли государственным театрам устанавливать обязательное количество детских постановок? Думаю, это не приведёт к хорошему результату. Отчитаются. А вот найти фонды для поддержки именно таких «семейных» спектаклей, продумать специальные программы для развития таких постановок было бы большой помощью театрам. 

Театры – это культурные храмы, и от их качества и популярности зависит развитие культуры в городе, регионе, стране. Если рассмотреть этот вопрос в спорте: в городе есть сильный спортивный клуб, команда – возрастает интерес к этому виду спорта, открываются детские спортивные школы, кружки. Так же и с вопросом искусства. Если дети ходят на спекали, их интерес к занятиям искусством возрастает и поднимается общий уровень культуры. А не наоборот, как думают некоторые руководители.

Думаю, рассуждать на тему «потеря интереса зрителей или театров» нужно рассматривать, обсуждая именно эти вопросы. 

Постановка любого спектакля – это сложный процесс. Создание спектаклей для детей, спектаклей для семейного просмотра – процесс ещё более сложный и ответственный. И относиться к нему нужно с должным вниманием. От того, как мы воспитаем сегодняшнее подрастающее поколение, зависит в каком мире мы будем жить завтра, кому передадим управление и кабинеты, в которых сегодня мы. 

 

© Константин Уральский 

 

Эссе было написано по просьбе редакции журнала «Балет» и вошёл в большой аналитический материал, который опубликован в №5 от октября 2020 года.