Приключения моей жизни. Часть первая: начало. Глава 1

За свою жизнь мне посчастливилось прочитать ряд мемуаров. Многие из героев этих книг и их мысли остались со мной навсегда. Многие оказались лишь прочитанной книгой. Не помню, как давно, но почему-то я решил тоже начать записывать свои воспоминания, когда мне исполнится 40.

В ожидании этого момента много страниц было «написано» в голове, но, когда с утра меня поздравили с сорокалетием, почему-то не подарили ручку. Я не помню, сколько прошло с того дня времени, но где-то через год по дороге на работу, в электричке я неожиданно стал писать. Так, с перерывами, с возникающими вдохновениями, я стал переносить на бумагу приключения моей жизни…

В прошлом сезоне у меня была юбилейная дата, 40 лет творческой деятельности. Так совпало что в эти дни в нашем театре шёл спектакль «Пиаф. Я не жалею ни о чём». Я очень люблю этот спектакль, не только потому что он получился с особенным характером, – я люблю ещё и потому, что принимаю в нем участие не только как постановщик, но и как актёр, находясь с моей любимой труппой на сцене. Так тихо я встретил тогда свой юбилей на сцене. 

На следующий день, я нашёл запылившиеся исписанные блокноты и перечитал то, что хранилось в них годами. Все-таки цифра 40 сыграла свою роль. Сегодня я продолжаю свои «Письма о балете» воспоминаниями. Итак, рубрика «Как всё случилось».

 

Каждый период моей жизни отразился в моих балетах. Каждый из моих балетов, в свою очередь, имеет свое начало. Пытаясь найти начало начал и выяснить, кто я такой и откуда взялись мои предки, я заблудился задолго до того, как добрался до Адама и Евы. Я бы очень хотел знать свою родословную, но, к сожалению, это оказалось почти невозможным. Могу сказать только, что я благодарен всем, кто так постарался, чтобы на свете появился Я! 

Если бы наука сегодня могла производить изменения в генетическом строе, я бы, пожалуй, не стал бы менять ничего в своём Я.

У меня очень светлые воспоминания о моем детстве. Мои родители вместе со мной и моей бабушкой по маминой линии занимали комнату в коммунальной квартире, в большом доме в Москве, на Бережковской набережной. В квартире размещались ещё две семьи. Именно в этой квартире я научился кататься на трёх колёсном велосипеде, маневрируя по коридору и прихожей.

В соседнем доме находились детские ясли, в которые я ходил очень недолго, но, несмотря на очень короткий период, почему-то в моей памяти застыла картинка маленьких детишек, сидящих в ряд на горшках. Кордебалет советского человечества, вступающего в жизнь. Я всегда плохо вживался в групповые мероприятия, может быть, поэтому, а может быть, по ряду других причин моим воспитанием сначала занималась няня, которую я не помню, а вскоре её сменила моя бабушка София, которая и вырастила того, кого сегодня называют Константином Уральским. Я не буду останавливаться здесь на бабушке, так как о ней я должен написать ещё много глав.

Мои родители были полностью поглощены изучением великий магии искусства театра. К моменту моего рождения мой отец, талантливый актёр, оканчивал режиссёрский факультет Вахтанговской школы – театральное училище имени Бориса Щукина, или «Щуку», как ласково зовут его в театральном мире. Моя мама, завершив свою танцевальную карьеру, изучала искусство педагога танца в ГИТИСе. Страна жила на подъёме строительства нового светлого будущего. 

В нашей комнате, в которой шкаф отделял кровать моих родителей от моей и бабушкиной половины, допоздна задерживались молодые актёры, режиссёры, танцоры, музыканты и не знаю кто ещё. Я засыпал под чтение новой пьесы, дискуссии о правильном подходе в преподавании какого-нибудь танцевального pas, разбор мизансцены или обсуждение какого-нибудь спектакля.

Наверно, это и было начало моей театральной карьеры. Может, поэтому каждую новую постановку я начинаю с дискуссии со своими друзьями, музыкантами, художниками, хореографами. Может, я возвращаю себя в ту, душащую творчеством комнату в коммуналке, где я начинал свои познания театра.

 

Бабушка – это всегда начало всех моих начал. Бабушка оставила свою работу вскоре после моего рождения и посвятила себя моему воспитанию, таким образом дав возможность моим родителям заниматься их профессиональной карьерой. 

Муж моей бабушки и отец моей мамы погиб 1942 году. Для меня он был дедушкой-легендой. Бабушка осталась одна с маленькой Лерой и посвятила себя воспитанию моей мамы. Когда мама закончила Московское хореографическое училище, бабушка последовала в театральные города, где проходила танцевальная карьера мамы. 

Всё своё детство я провел с бабушкой. Мои первые буквы, слова, фразы. Мои первые песни и стихи. Мои первые театральные и танцевальные эксперименты, мои первые выступления...

Бабушка умерла, когда ей было почти 94 года. Она прожила длинную жизнь советской интеллигентки, воспитав два поколения нашей семьи и успев понянчить свою правнучку, мою дочь. В её последние годы я редко с ней виделся, она посылала мне подробные письма с очень важными философскими жизненными советами. Не смотря на все обиды и невнимание, которыми мы часто окружаем родителей, бабушка была удовлетворена тем, что получилось из её старательного воспитания. 

Незадолго до её смерти я посвятил ей постановку своего балета «Белоснежка и семь гномов». В программке было написано: «Моей бабушке, первой прочитавшей мне эту сказку». К сожалению, бабушке не пришлось увидеть это спектакль на сцене, но она бережно хранила эту программку. 

 

Продолжение следует.

 

©️Константин Уральский